Подарите ребенку радость

18.3.06 23:54 | Раздел: Методические | Прислал: E-Lenka | Рейтинг: 9.00 (2) Оценить | Хитов 7749
Методические

Людмила Королько

ПОДАРИТЕ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ОТСТАЮЩИМИ В РАЗВИТИИ

Развивающие игры являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; повышение умственной активности ребенка к решении задач; органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду; единство обучающих и воспитательных воздействий. В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности и для полноценной жизни в коллективе сверстников.



Усвоение новых знаний в игре, как известно, происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развивающие игры—это специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. У них должна быть цель, игровой замысел, которые реализуются через игровые действия, игровые правила. Имеются различные виды развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, игры-соревнования и др. Все они имеют большое значение не только для нормально развивающихся детей, но особенно для детей, отстающих в психофизическом развитии. Остановлюсь на тех играх и упражнениях, которые способствуют развитию прежде всего познавательной деятельности. Ведь дети с отставанием в развитии ничего не знают и не хотят знать, при нормальном слухе—ничего не слышат, при нормальном зрении—ничего не видят. Этому их нужно учить. Познавательная деятельность включает в себя: чувственное познание (ощущения восприятия, представления), наглядные формы мышления, память, внимание, речь. Поэтому игры и упражнения, способствующие развитии этой деятельности, имеют первостепенное значение. Это прежде всего игры и упражнения на развитие зрительного внимания и восприятия—слухового, тактильно-двигательного и др.

Дети с отставанием в развитии, поступающие в детский сад, плохо выделяют отдельные предметы, не умеют следить за действиями взрослых и подражать. Чтобы привлечь зрительное внимание, можно проводить следующие игры и упражнения.

Игра "Ку-ку"

Кукла прячется и появляется из-за ширмы на 2—3 сек, а затем прячется и через 2—3 сек появляется снова точно в том же месте. Дети начинают ожидать появления куклы.
В другой раз вводится новый вариант: кукла появляется сначала над ширмой, потом справа от нее, снова над ширмой и опять справа. Важно здесь добиться, чтобы дети начали ожидать ее появления правильно. Ведь они не могут себе представить путь куклы за экраном. Поэтому на втором, третьем занятии нужно попросить детей показать, где сейчас появится кукла. Затем показать, как двигается кукла за экраном.
Зрительное внимание активизируется в играх, где дети должны запомнить местонахождение игрушек. Их необходимо знакомить с местами, где прячется предмет. Вначале на ограниченном месте, затем в пределах помещения группы. Можно спрятать одну игрушку на уровне глаз, потом—выше и ниже. Вначале на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят.

Примером игры на запоминание местонахождения предмета на ограниченном пространстве может служить игра "Шкафчик".

Игра "Шкафчик"

В шкафчик, склеенный, например, из спичечных коробков, на глазах у детей прячется маленький предмет (пуговица, мозаика). Потом шкафчик закрывается ширмой на 10 сек и ребенку предлагается вспомнить, в какой именно ящик положен предмет. Количество ящиков увеличивается до пяти-семи, время—до 20 сек.

На запоминание местонахождения предметов в более широком пространстве можно провести игру "Найди свою игрушку".

Игра "Найди свою игрушку"

Детям раздаются разные игрушки. Когда они немного поиграют с ними, педагог собирает их в коробку (или на стол, накрыв салфеткой), а детей отправляет погулять. Через 5—10 сек предлагает им найти игрушку. Во время поисков игрушки необходимо помочь детям: "У тебя, Вова, была машинка".
В дальнейшем игра усложняется— детям раздают игрушки одного назначения, но разные по величине или цвету. При оказании помощи обращается внимание на свойство предметов: "У тебя, Катя, была большая машинка, а эта маленькая". И дальше производится следующее усложнение игры. Дети сидят на стульчиках со своими игрушками, затем по сигналу кладут их на стульчики, расходятся. Педагог меняет местами игрушки и зовет детей для поисков своих игрушек. В дальнейшем игрушки можно прятать в разных местах помещения группы.
С целью развития внимания и запоминания можно рекомендовать такие игровые упражнения, как: «Где что лежало (стояло)?», «Кто с кем поменяется?», «Что прибавилось?», «Чего (кого) нет?», «Что изменилось?», «Чего не хватает?» и др.
Так, в упражнении «Где что лежало (стояло)?» используют 2 игрушки.
Одну кладут на стул, другую—на стол. Предлагают запомнить, закрыть глаза, а тем временем игрушки меняют местами. В дальнейшем игрушки заменяют карточками.

Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, можно провести игру «Лото с отсрочкой».

Игра «Лото с отсрочкой»

Перед ребенком кладут две картинки. Педагог просит посмотреть на них и закрывает листом бумаги. Затем показывает одну из своих картинок, которые лежат перевернутыми, снова переворачивает и отсчитывает 10 сек, затем просит показать такую же у себя. Свою картинку педагог переворачивает лишь после ответа ребенка и сравнивает их.
Ошибка должна быть выделена не словами, а путем сравнения изображений. И лишь после этого результат закрепляется в словах: «Верно, я показала машину», или «Неверно, я показала машину, а ты мячик взял».
В дальнейшем идет усложнение этой игры: увеличивается количество картинок (до 12 к концу обучения). Вместо предметных картинок используются цветные карточки, геометрические фигуры, время увеличивается до 20 сек.

Для развития целенаправленного запоминания интересна игра «Переполох».

Игра «Переполох»

Она носит сюжетно-ролевой характер и опирается на опыт выполнения поручений. Игровым материалом являются объемные миниатюрные игрушки (домашние птицы, например), картонные ломики разного цвета и величины.
Все поручения даются хозяйкой дома тетей Дашей. Она знакомит детей, в каком домике живут маленькие цыплята, а в каком—утята («В этом маленьком желтом домике живут маленькие цыплята», «А здесь живут утята, домик у них зеленый, потому что они любят зеленую травку»« и т.д.). Необходимо настроить детей на то, чтобы они запомнили, кто в каком домике живет, потому что цыплята и утята потом не найдут свои дома и нужно будет им помочь. Когда все птицы выпущены, выбегает собака Бобик и бросается на них, сгоняет в кучу. Тетя Даша просит детей помочь испуганным цыплятам и утятам найти свои домики.

Игра «Кто здесь прячется?»

Рассматриваются 4 картинки, устанавливается смысловая связь: «Здесь у нас - девочка Лена, здесь— кукла Маша, мишка и коляска, чтобы их катать. Картинки сейчас начнут прятаться. А вы постарайтесь запомнить, где лежит каждая. Девочка - посредине, с этой стороны (или справа, слева) - кукла и коляска, с этой - мишка».
Затем картинки переворачиваются. Ребенок стучит палочкой в первую картинку и спрашивает: «Тук-тук-тук, кто здесь прячется?» Дети угадывают,
ребенок переворачивает картинку и сравнивает с ответом. В усложненном варианте каждому ребенку можно дать набор картинок, помочь ему установить связи. Ребенок сам раскладывает их, как хочет, но процесс выкладывания сопровождается объяснением и способствует осмысленному запоминанию. Затем картинки прячутся (переворачиваются). Педагог берет палочку и стучит возле картинки. Ребенок отвечает, взрослый проверяет.
В этих же целях можно использовать также игровое упражнение «Ты вокруг оглянись, ко всему присмотрись». На доске выставляются несколько картинок (в зависимости от возраста и развития детей—5-10). В течение 1-2 мин дети ходят по помещению группы и стараются запомнить как можно больше предметов. Затем подходят к доске и отбирают соответствующие картинки.
В игре «Посмотри на этот ряд и построй нас всех подряд» ведущий старается запомнить последовательность стоящих, а после паузы (музыки, бега, ходьбы) должен поставить их в первоначальном порядке.
Параллельно с развитием зрительного внимания, запоминания проводится работа с детьми по восприятию свойств и качеств предметов, т.е. сенсорному восприятию.
Сенсорный опыт включает знания о сенсорных эталонах и овладение перцептивными (обследовательскими) действиями. Здесь прежде всего используются игры и упражнения с дидактическими игрушками, в которых необходимо учитывать цвет, форму, величину предметов (матрешки, пирамидки и т.д.).
Первый способ обучения—обучение пробам. Необходимо только строго дозировать количество предметов (вначале двухсоставная матрешка, затем трехсоставная и т.д.).
На третьем году обучения дается шестисоставная матрешка.
Другой способ - подражание взрослому. Например, взрослый ставит на глазах у детей красный кубик на красный, желтый на желтый и т.д. Делает это медленно, а ребенок повторяет.
Помощь - указательный жест, совмещенные действия (на первом году обучения).
От действий по подражанию уже на первом году обучения переходят к действиям по образцу. Здесь важно дать ребенку способы сопоставления предметов, научить проверять, правильно ли выбран цвет путем прикладывания, форма - путем накладывания и обведения по контуру. Вначале детям легче дается различение по цвету (по цветовым карточкам), форме - по плоскостным фигурам или специальным карточкам.
Поэтому вначале можно использовать следующие игровые упражнения: «Цветные колечки» - закрыть отверстия подходящими по цвету кружками; «Разноцветные домики» - закрыть окошки у наклеенных домиков; с наклеенными колобками - подобрать дорожку; «Полосатые коврики» - подобрать полоски по цвету, матрицы с прорезями в виде геометрических фигур и вкладыши из плотного картона (заштопать дырки е коврике) и др. Но постепенно необходимо учить выделять свойства именно в окружающих предметах, различать не просто красный, желтый и другие цвета, а предметы красного, желтого и других цветов; не просто круг, квадрат, а предметы круглые и квадратные.
Игры, в которых выделение свойств, соотношение предметов, выбор по образцу оказываются необходимыми условиями игрового действия, очень важны для детей с нарушением интеллекта. Здесь можно рекомендовать игру «Найди свое место», которую можно провести и с игрушками, и с цветовыми картами.
Можно провести игру «Бегите ко мне». Детям раздают по две карточки двух цветов. Педагог поднимает, например, красную и говорит: «У кого такая, бегите ко мне». Дети, взяв красную карточку, бегут, прикладывая свои карточки к карточке педагога, проверяя правильность выбора. Подобную игру можно проводить с флажками. Можно использовать геометрические фигуры или флажки разной формы. Постепенно количество цветов, форм, величин увеличивается. В старшем возрасте даются более близкие цвета, формы, величины.
Со второго года обучения дети начинают подбирать по образцу не только карточки, но и предметы, учатся отвлекаться от их назначения и других признаков, т.е. учатся группировать по образцу. Для этого можно использовать такие упражнения и игры, как: «Оденем кукол на прогулку» (по цвету), «Разложи игрушки на свои места» - на цветные квадраты раскладываются плоскостные игрушки соответствующего цвета, «Угостим медведей», «Помоги ежикам собрать яблоки»—предметы группируются по величине.

Игра «Построим домики»

Перед детьми раскладываются несколько разных по величине картонных домиков без крыш, дверей и окон. Они разной величины, лежат отдельно вперемешку. Ребенок должен подобрать к каждому домику крышу, окно, дверь соответствующей величины (или цвета).

Игра «Ищи свой домик»

Педагог показывает флажки знакомых цветов и предлагает их назвать. Флажки отдаются трем-четырем детям, они становятся в квадраты-дома (начерченные или выложенные на полу). Остальные дети получают кружки разного цвета. Детям говорят о том, что квадраты— это новые дома, а кружки—приглашения переехать в них. Дети собираются (имитируют движения переезда). По сигналу «Ищи свой домик» они занимают места в доме. Здороваются с хозяевами, играют, водят хороводы. Так же можно провести игру на закрепление понятий «геометрические фигуры».
На развитие представлений о величине можно предложить игры «Что делают матрешки?», «Приходите на лужок».

Игра «Приходите на лужок»

Учим различать величину путем накладывания. Детям раздаются пирамидки, у педагога они тоже есть. На середину стола кладут зеленый круг (лужок), куда приходят поиграть колечки. По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают на поле колечки ровными рядами. Педагог берет самое маленькое колечко своей пирамидки, кладет на середину луга и говорит: «Приходите на лужок, становитесь в кружок». И приглашает только самые маленькие колечки, как у него. Дети собирают у себя такие же, кладут вокруг колечка педагога.
Затем предлагается проверить, одинаковые ли они по величине, путем накладывания на свое колечко. Все дети по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.

Игра «Поездка в автобусе»

Каждому ребенку дается билет. На нем нарисованы геометрические фигуры. Автобус заменяют стулья, на них такие же картинки-номера.
Дети свободно ходят по группе. По сигналу педагога они должны быстро сесть в «свой» автобус. «Контролер» (педагог) проверяет билеты.
При обучении подражанию действиям по образцу, анализу образца речь взрослого выполняет ряд функций. Она ставит перед детьми задачу «Делай, как я» (по подражанию), «Дай такой же», «Сделай такой же» (по образцу) и после выполнения задания дает оценку результата выполнения задания («Верно, ты поставил красный кубик на красный», «Неверно, у меня не такое, у меня красное, а у тебя желтое»). При этом в оценке обязательно называется тот предмет, качество, свойство, которое должен был ребенок выделить.
Закрепление названия в слове ведет ребенка к постепенному закреплению образов, представлений, которые можно восстановить в памяти ребенка (актуализировать) даже тогда, когда пройдет много времени с момента восприятия. У ребенка формируется обобщенное представление (яблоко-круглой формы). И тогда можно дать игру на выбор по слову: «Принеси все красное», «Дай кубик (мишку)» и т.д.
Одним из важных направлений в работе с детьми с умственной отсталостью по развитию восприятия является создание целостного образа предметов. С этой целью предлагается складывать разрезные картинки (2-7 частей), фигуры из частей, узнавать по контуру. В этом плане велика роль изобразительной деятельности.
Тактильно-двигательное восприятие необходимо развивать в том же направлении, что и зрительное. Умственно отсталые дети совершенно не умеют ощупывать предметы. Поэтому в самом начале учим детей передвижению рук по предмету во время ощупывания. Обследование должно быть зрительно-тактильно-двигательным.
Вначале даются два различных предмета. Например, шар и куб. Затем ребенку показываем шар и предлагаем найти такой же.
Постепенно образец предъявляется только зрительно или только на ощупь или совсем заменяется словом. Предлагается различать на ощупь предметы разной величины, из разного материала, сухую и мокрую поверхность и т.д. Здесь очень важна роль педагога. Если он ставит задачу определить предмет по подражанию, говорит: «Дай такой же», по слову - «Дай шарик». К концу пребывания в детском саду дети должны научиться узнавать на ощупь предметы и различать их свойства.
Очень важны для детей с нарушением интеллекта игры на развитие слухового восприятия. Вначале вырабатывается реакция на звучание инструмента по подражанию (прихлопывать под бой барабана, плясать под гармонь, хлопать под дудку). Затем выключается зрение и выполняется это только на слух.
Различение звукоподражаний происходит при показе «кукольных спектаклей», в играх «Найди свою маму», «Кто в домике живет?». В игре «Кто разбудил Мишку?» необходимо отгадать загадку от лица игрового персонажа. А в игре «Колпачок и палочка»— от своего лица.

Игра «Колпачок и палочка»

Для игры дети становятся в круг. Один ребенок—в середину, ему дается волшебная палочка и надевается колпачок. Дети водят хоровод, затем на слова «1, 2, 3, 4, 5! Будет палочка стучать!» все останавливаются, ребенок стучит палочкой о пол. Дети подходят ближе к середине. Ребенок с палочкой медленно вращается в середине круга, держа ее на вытянутой руке. Тот, кого коснется палочка, должен ухватиться за ее конец, назвать отгадчика по имени и сказать: «Это я, назови меня!» Ребенок в центре круга отгадывает.
Можно для отгадывания дать звучащие игрушки. На различение звучащих игрушек предлагаются такие игры и упражнения, как: «Найди, на чем играла», «Угадай, на чем играю», «Звуковые загадки», «Что выбрал Петрушка ?».

Игра «Что выбрал Петрушка?»

Педагог вносит в коробке звучащие игрушки, слегка покачивая, заставляет звучать их. Спрашивает, что по мнению детей лежит в коробке, предлагает еще раз послушать.
Затем вынимает игрушки одну за другой, просит назвать и послушать, как они звучат, какие у них голоса. Обращает внимание, что у всех разные голоса, дает наглядные примеры воспроизведения звуков, характеризуя звучание «дзинь-дзинь», «там-там-там» и т.д.
Познакомив со всеми игрушками, ставит на стол ширму и прячет предметы. Затем объясняет игру. Вызвав кого-нибудь из детей, надевает ему на голову колпак Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать игрушку.
Дети по звучанию отгадывают, какую игрушку выбрал Петрушка.
Чрезвычайно важно научить детей определять направление звука. Поэтому следует проводить игры типа «Где звонят?», «Найди меня».
С развитием деятельности и восприятия детей с отставанием в развитии непосредственно связано развитие мышления. С самого первого дня пребывания ребенка в специализированном детском саду необходимо заниматься развитием наглядно-действенного мышления. Для развития этой формы мышления необходимо проводить игры и упражнения, которые включают систему последовательных заданий. Вначале, на первом году обучения, мы даем представления о двух типах орудий с фиксированным направлением (ложка, лопата, карандаш) и тех, которые используются в проблемных ситуациях (палка, стул и т.д.).
С целью развития наглядно-действенного мышления можно использовать такие упражнения, как «Достань ключик». Педагог показывает новую заводную игрушку. Ключик висит так высоко, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Задача состоит в том, чтобы ребенок догадался использовать стул в качестве вспомогательного средства для достижения цели. Стул находится в поле зрения ребенка. В игре «Звени, колокольчик!» ребенок должен выбрать нужную веревочку, прикрепленную к язычку звонка, среди ложных. В таком же плане проводятся игры «Достань машинку», «Достань тележку», где ребенок должен подтянуть к себе игрушку, к которой привязана одна веревка и несколько ложных.
Затем даются двухразовые задачи (на втором году обучения), в которых необходимо устранить препятствия для решения задачи. Это игра-загадка «Узнай, что в трубке?», где необходимо достать сверток, используя ветку; в игре-поручении «Принеси игрушку» берется любой предмет для каких-то целей и затем, устранив препятствие, этот предмет нужно достать и др. Для развития наглядно-образного мышления можно использовать эти же игры, но все этапы действия должны закрепляться в слове. Сначала детей необходимо научить давать словесный отчет о проделанных действиях, а затем подвести к словесному планированию будущих действий: «Вспомни, что ты сделал сначала? А потом?» и «Расскажи, как ты будешь доставать ключик».
После этого можно давать игры на группировку и классификацию, что является началом формирования логического мышления. Вначале группировка дается по образцу. Здесь большую роль играет предметная классификация (посуда-одежда, мебель-одежда и др.). Но после того, как ребенок выполнил мысленную работу, сгруппировав предметы, полученные группы обязательно называются словом (посуда, одежда). Это такие игры, как: «Разложи картинки», «Найди место каждой игрушке», «Разложи по коробочкам» и др.
В игре «Кому что надо?» делается усложнение: даются картинки, на которых изображены действия, на других-орудия действий. Ребенок должен выбрать из стопки картинок те, которые нужны для выполнения указанных действий.
Затем даются игры на классификацию по слову, т.е. по понятию. Ребенку при этом не дают образцы, ему предлагают разложить предметы на 2 группы по словесной инструкции в таких играх, как: «В саду и огороде», «Что мы едим, что мы надеваем» и др. И после этого можно дать игры на группировку без образца и без обобщающего слова.
Это очень трудное задание, требует значительной самостоятельности мышления. Вначале дается ограниченное количество хорошо знакомых картинок, которые ребенок группирует по образцу и слову.
Задание в игре «Разложи правильно» дается так: «Я даю тебе картинки. Их надо разложить в две коробки. Подумай, какие картинки ты положишь в одну коробку, а какие-в другую». К этой группе заданий относится и игра «Четвертый лишний».

Игра «Четвертый лишний»

Игра помогает выделять сходства и различия между предметами, сравнивать, делать умозаключения, развивает вариативность мышления. Но дети с нарушением интеллекта очень долго не понимают эту игру. Поэтому начинать обучение нужно с более простых вариантов. Например, даются несколько красных кубиков и один желтый. Их дети рассматривают, определяют цвет. Затем задается вопрос ребенку: «Как ты думаешь, какой кубик лишний? Почему?» («Желтый, так как он один, а красных- много».) Такой же вопрос задается по величине («Большой лишний-он один, а остальные-маленькие«). Можно дать различные варианты: 2-3 больших и один маленький предмет (геометрическая фигура); один желтый и несколько красных одного размера; несколько квадратов и один круг и т.д. Затем дать задание на выделение по двум признакам (цвет и форма)-один красный треугольник, еще один такой же зеленый и один красный круг.
После этого можно дать карточки, на которых нарисованы четыре фигуры. Дети должны найти признаки сходства и различия и выразить их в словах. Если задача допускает несколько решений, проговариваются и обосновываются все варианты. После этого даются игры на выделение лишнего по обобщающим понятиям, по образцу, по слову.
Для развития логики мышления можно использовать игры, где необходимо установить логическую связь между действиями, на установление сюжетного ряда. Например, в игре «Раньше—позже» на фланелеграфе в беспорядке выставляется несколько картинок, которые можно упорядочить по времени. Например: 1. Дети несут саженцы. 2. Копают землю. 3. Сажают деревья и поливают. Или: 1. Дети идут в лес с корзинками. 2. Собирают грибы в лесу. 3. Выложили грибы дома на стол.
Дети должны разложить картинки в нужном порядке и составить рассказ.
Таким образом, все описанные выше игры являются совместной деятельностью педагога и ребенка. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, вызывает к ним интерес, побуждает к активным действиям. Такие игры содержат условия, способствующие развитию познавательной деятельности детей, отстающих в развитии. Необходимо только, чтобы в них было единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий ребенка.
Педагогу необходимо знать, что выбор игры определяется уровнем развития детей, их индивидуальными особенностями. Разные дети требуют разного подхода.
Доброжелательность, разного рода неожиданности, сюрпризы являются эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться, огорчиться, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Известно, что радость, увлеченность, заинтересованность играют решающую роль в формировании личности человека.

Людмила КОРОЛЬКО
«Пралеска», №5, 1998

 


Родственные ссылки

» Другие статьи раздела Методические
» Эта статья от пользователя E-Lenka
» Самая читаемая статья из раздела Методические: Словесные игры для средней группы
» Последние статьи раздела Методические: Пословицы, стихи и поговорки о Родине
¤ Перевести статью в страницу для печати


Карта сайта
nach oben
- Генерация страницы: 0.05 секунд -