Картотека словесных дидактических игр 4

7.7.24 08:10 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 43
Логопедия Иванова Эльвина Сагитовна

Примеры игр с «Лепестками» Воскобовича
1. Цветок с разноцветными лепестками. Коврограф превращается в цветочную поляну. Сначала на ней вырастает двухцветик – с лепестками красного и оранжевого цветов. Потом появляется новый лепесток – какого он цвета? (желтый) Каких цветов будут лепестки у четырехцветика? Как называется цветок с 5, 6, 7 и 8 лепестками?

Когда вы переберете по порядку все цвета радуги, гамму можно будет варьировать. Например, попросите ребенка выложить на коврографе пятицветик, в котором не будет белого, зеленого и желтого лепестков. Какие цвета он при этом использует?
2. Шаловливый ветер. Налетел ветерок, и лепестки легли «носиками» в разные стороны. Первый смотрит вверх, второй вправо, третий влево, четвертый вниз и т.п. Вместо порядковых номеров вы можете прорабатывать с ребенком названия цветов: красный лепесток лег носиком вверх, оранжевый – вниз, зеленый оказался над желтым, а голубой – через клетку вправо от зеленого и так далее.
В инструкции вариантов игр гораздо больше. А вместе с ребенком вы придумаете и свои собственные задания к этому пособию.



Игра «Чудо – соты» игра В. В. Воскобовича
Цель: Из геометрических деталей ребенок складывает разнообразные изображения, развивая таким образом творческое и логическое мышление. Он совершенствует внимание и память, учится анализировать и сравнивать. Ребенок развивает цветовосприятие, понимание формы. Кроме того, он улучшает мелкую моторику и координацию движений.
Состав: «Чудо-соты» Воскобовича
17 деревянных деталей
игровое поле из ковролина
инструкция + альбом с фигурами
Описание игры: «Чудо-соты» Воскобовича – это простая, но многовариантная игра для изучения геометрических фигур, развития пространственного мышления и воображения.
Является дополнением к коврографу «Ларчик», однако прекрасно подходит и для самостоятельной игры.
«Чудо-соты» Воскобовича, как играть
Соты – это деревянные шестиугольники, которые состоят из нескольких частей (от 1 до 5). Задача ребенка – собирать из кусочков целые фигуры, а также разнообразные изображения.
Такое упражнение позволяет ребенку наглядно сравнить часть и целое, познакомиться с геометрическими фигурами. Складывание сот также формирует представление о соотношении частей, составном характере предметов и чисел.
Воскобович предлагает несколько основных занятий: собирать соты последовательно по цвету и количеству деталей; собирать из сот башню; делать поезд; составлять фигуры из альбома. Вы можете придумать новые условия игры, а также множество силуэтов, которые соберет ребенок.
Детали складываются на поле из ковролина. Его можно разложить на столе или прикрепить к стене/коврографу. По углам есть отверстия для крепления.
На деталях расположены липучки, которые крепко держат соты на ковролине. В пластмассовые штырьки позволяют даже маленькому ребенку легко поставить или отсоединить все части.
«Чудо-соты» Воскобовича знакомят вашего малыша с увлекательным миром геометрических фигур. Превратите математику в интересную игру!



Игра «Что изменилось?»
Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.
2 вариант: Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: развитие навыков зрительной памяти развитие навыков опосредованного запоминания
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается. Задача ребенка: вспомнить, что было изображено на первой карточке.



Игра «Чудо – крестики» игра В.В. Воскобовича
Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета и формы); тренировка мелкой моторики рук.
«Знакомимся с крестиками».
-Перед вами новая игра. На что она похожа? (на цветочную поляну, пёструю поляну, мозаику, калейдоскоп и т.п.).
-В центре игрового поля находится круг. Какого он цвета? Составь его из двух половинок. Круги получились одинаковыми? Как проверить? (наложить друг на друга).
-Где находится целый крестик? (слева). Какого он цвета? (красного). Из какого количества частей состоит крестик жёлтого цвета? Покажи крестики зелёного и синего цвета. Где они находятся?
Описание:
Дошкольнику очень часто приходится откладывать веселые и интересные игры для того, чтобы уделить время порой утомительным упражнениям для развития навыков и знаний, которые понадобятся ему к школе. С пространственным конструктором «Чудо-крестики» вы поможете своему ребенку в свободной, игровой форме освоить понятия количественного счета, наглядно изучить пространственные отношения и соотношения целого и части. Параллельно с этим будет идти стимулирование речи, мышления, внимания и памяти ребенка.
Это красочное пособие состоит из доски-рамки с 7 крестиками-вкладышами. Вкладыши разделены на части. Ребенок сможет собирать крестики на доске, составляя их из сегментов, изучая при этом различные геометрические формы, их величину, пространственное положение.
Основная цель игрового пособия – научить ребенка свободному пространственному конструированию. Для этого к рамке с вкладышами прилагается инструкция с образцами и схемами различных фигур, силуэтов, узоров и орнаментов. Например, из деталей конструктора ребенок сможет составить: снеговика, ракету, девочку, клоуна, дом, наездника, бабочку, лодку, гусара, подводную лодку, беседку. А также придумать собственные предметы.
Предложите ребенку обвести предметный контур на бумаге, а затем разрисовать или заштриховать его. Таким образом, будет тренироваться моторно-зрительная координация, которая так пригодится будущему школьнику.
Состав игры:
1. Игровое поле.
2. Крестики:
- Салатный – целый;
- Лиловый – из четырех частей;
- Светло-голубой – из пяти частей;
- Лимонный – из пяти частей;
- Малиновый – из пяти частей;
- Розовый – из шести частей;
- Бирюзовый – из семи частей.
Рекомендованный возраст от 5 лет.
Размер игрового поля: 21 х 29,5 см.
Размер крестика: 7 х 7 см.
Размер самой мелкой детали: 0,8 х 3,5 см

Игра «Лабиринты цифр»
Тетрадь В.Воскобовича
Цель: Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность;
• психические процессы (воображение, память, внимание, мышление);
• творческий потенциал;
• речь;
• мелкую моторику;
• личностные качества.
Описание: Задания направлены на формирование моторного образа цифры, освоение количественного и порядкового счета. Занятия по пособию будут наиболее эффективны при использовании игрового пособия "Игровизор".


Игра «Кем был, кем стал?»
Цель: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Материал: карточки с этапами развития живых организмов.
Ход игры: Дети раскладывают карточки по мере роста живого организма.


Игра «Математические корзинки» игра В.В.Воскобовича
Цель: Игра закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия.
Состав: Игровое поле (210х297 мм, фанера, цветная пленка, шелкография) с вкладышами – 5 «корзинок» и 21 «грибок» (фанера, цветная пленка, шелкография).
Описание: Складывая "грибки" в "корзинки" и заполняя "корзинками" ячейки игрового поля, ребенок учится основным математическим операциям, устному счету, развивает мелкую моторику.
«Математические корзинки» Данное пособие приглашает вас и вашего малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверятами-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Малыш в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, чтобы она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Также ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, обводит и штрихует грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.



Игра «Времена года»
Цель: Знать времена года и называть их в определенной последовательности; находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.
Материал: картины – пейзаж с временами года.
Ход игры:
1 вариант: Дети подбирать карточки к картинкам «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».
2 вариант: Дети называют время года по отрывку стихотворения о временах года.
3 вариант: Оборудование: Карточки из цветной бумаги. Эмблемы времен года: снежинки – зима, верба – весна, кленовый лист – осень, лето – клубника.
Для ведущего – шапочка солнышко и блестящая палочка –луч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает лучом на одного из игроков (можно считать считалочку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого Красного Солнышка, ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.

Игра «Какая бывает погода»
Цель: Активизировать словарный запас, упражнять в подборе прилагательных;
Ход игры: 1 вариант
Подбор определений к существительному «Зима», «Лето», «Осень», «Зима», «Погода», «Ветер»,
2 вариант.
Цель. Учить детей использовать свои знания о временах года (о сезонных изменениях, признаках времен года) для решения игровой задачи; учить использовать в речи конструкции выражения своего мнения, аргументировать ответы; развивать внимание, мелкую моторику рук.
Ход игры: включает в себя круглое поле, с изображенными на нем временами года (зима, весна, лето, осень) и прищепок с предметными картинками, относящимися к временам года.

3 вариант
Можно нарисовать карточки, на которых изображено состояние погоды: ветрено, пасмурно, ясно, дождливо и т. д. Дети их прикрепляют к соответствующим картинкам с изображением природы. Лучше использовать картины художников. Эти карточки разрезать по одной.

Игра «Что это, если у него есть?...»
Цель: Развивать мышление. Учить называть предмет по его частям.
Ход игры:
Рукав, пуговицы, воротник. Что это …. (рубашка)
Нос, ручка Что это ….. (чайник)
Ножки, спинка, сиденье Что это …. (стул)
Стрелки, циферблат …. (Часы)
Ствол, ветки, листья … (Дерево)
Стены, потолок, пол … (Дом)
Салон, колёса, руль …. (Машина) и т.д.
2 вариант Дидактическая игра «Кто это?».
Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.
Ход игры:
Весы, прилавок, товар (Продавец)
Каска, шланг, вода (Пожарный)
Сцена, роль, костюм (Актёр)
Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)
Доска, мел, учебник (учитель)
Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)
Болезнь, таблетки, белый халат (Врач)
Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер)
Корабль, море, штурвал (Моряк)
Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)
3 вариант: Использование картинок с частями предмета


Игра «Конструктор цифр» игра В. В. Воскобовича
Цель: Игры направлены на логико-математическое развитие дошкольников и даже младших школьников. Развитие мелкой моторики, умение работать со схемой и запоминание цифры.
Состав: Данный конструктор представляет собой основу из фанеры 18,5 на 9,5 см, с одной стороны наклеена цветная пленка с изображением электронной восьмерки со словами-шифровками.
Основа "прошнурована" эластичной резинкой для фиксации палочек. Палочки также сделаны из фанеры, обклеенной с двух сторон цветной пленкой. С одной стороны все палочки одного цвета - оттенка зеленого, с другой стороны палочки имеют разные цвета - цвета радуги. Как видно из фото палочек 7 штук размером 6 на 1 см.
Описание: А теперь о том, как играть с "Волшебной восьмеркой -1". Казалось бы, палочки и палочки, составляешь цифры и все, ну цвета радуги еще. Но не тут то было. Это только начало.
По методике для достижения результатов необходимо пройти 3 этапа: от простого к сложному. 1 этап - Конструирование цифр из одноцветных палочек по схемам, которые даны в инструкции. В инструкции приводятся варианты игры на закрепление - "Найди ошибку". В первом варианте игры переворачиваем 2-3 палочки, а ребенок должен сказать, какие палочки спрятались.
На втором этапе конструируем цифры из радужных палочек по словесной модели. Но для этого нужно познакомиться с еще одним секретом "Восьмерки". Место каждой палочки зашифровано словом. Если произносить слова в последовательности от красной до фиолетовой палочки, то получится "заклинание" кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи.
Для запоминания данной считалочки нужно написать названия цветов радуги, выделив первые буквы в словах. Написать эту считалочку кохле-охле, также выделив первые буквы. Потом ребенок закрасит слова в цвета радуги. Потом сам увидит сходство и поймёт принцип шифровки. Теперь раскладываем палочки по домикам, в определенном домике живет палочка строго определенного цвета.
Играем в игру "Зашифруй цифру" в легком варианте. Из "восьмерки" убрать палочку, чтобы получилась цифра "9", например. Задать вопросы типа, какого цвета палочку ты убрал? Какой домик освободился? Потом произнести "шифровку" для цифры "9". Тут, главное не запутаться и правильно зашифровывать. То есть шифровку произносить в строгой последовательности считалки, лишь пропуская некоторые слова, не входящие в данную цифру.
Но и на этом 2 этап игр по "Волшебной восьмерке - 1" не заканчивается. В инструкции изложены очень много интересных заданий. Например, взрослый читает шифровку, а ребенок выкладывает цифру. Взрослый спрашивает, какая цифра получится, если убрать слово, Желе, например. На самом деле, не так то это и просто без продолжительной тренировки.
А на третьем этапе уже отвечаем на вопросы без опоры на наглядность, то есть в уме, мысленно представляя.


Игра «Логоформочки» игра В. В. Воскобовича
Цель: Что развивает пособие
Игра с рамками-вкладышами отлично развивает мелкую моторику и координацию движений, визуальное восприятие и глазомер. У ребенка появляется чувство симметрии, развивается пространственное мышление.
Он узнаёт геометрические формы, учится конструировать из них разнообразные изображения. Ребенок логически подбирает необходимые вкладыши к рамкам, составляет фигуры по образцу. Он также развивает воображение, придумывая из фигур различные силуэты.
Состав: Логоформочки Воскобовича – это рамки-вкладыши, с которыми малыши запоминают геометрические фигуры, усваивают понятие симметрии. Геометрия для них – простая и увлекательная игра. Главное подобрать эффективный инструмент обучения.
Логоформочки Воскобовича №5, игровое поле-рамка
25 фигур
10 составных частей эталонных фигур
5 подвижных линеек
Описание игры:
Игровое поле состоит из 25 квадратов, каждый из которых разделен пополам пунктиром. Эта ось помогает ребенку конструировать фигуры из составных частей. Для этого необходимо приложить к квадрату подвижную линейку и вставить в нее детали.
В комплект «Логоформочки» входит 5 эталонных фигур: круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал. Накладывайте на них составные части и показывайте ребенку, как из них получается новая фигура.
Эталонные фигуры окрашены в красный цвет, чтобы ребенку было проще отличить их и запомнить. Остальные фигуры зеленые и являются сочетанием элементов эталонных фигур. Прикладывайте к ним части вкладышей и рассматривайте, из каких фигур получаются подобные изображения. Сложите самостоятельно другие фигуры или «дорисуйте» силуэт, добавив к фигуре новые элементы.
Целые фигуры и подвижные линейки имеют пластмассовые держатели, чтобы ребенку было проще играть с рамками.
В инструкции дано несколько игр, с которыми обучение становится еще интереснее и понятнее.



Игра «Поезд времени»
Цель: формировать у детей представление о прошлом, настоящем и будущем.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, о чем в нем говорится словами было или будет или есть.
1.А. Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да. Как сеть, мелькали
Вон над той горой. (ответ ребенка – было)

2.Уронили мишку на пол, -
Оторвали мишке лапу… (было)
На улице две курицы
С петухом дерутся,
Две маленькие девочки
Смотрят и смеются. (есть)
Воспитатель и дети загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. (Мы ездили на дачу. Собирали грибы. – было. У нас будет елка. – будет.)
Выигравшим оказывается тот, кто правильно отгадал загадку или исправил ошибку.
И учеба, и игра: математика, стр. 99 (Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина)









 


Родственные ссылки

» Другие статьи раздела Логопедия
» Эта статья от пользователя IRBIS
» Самая читаемая статья из раздела Логопедия: Стертая дизартрия у детей
» Последние статьи раздела Логопедия: Дифференциация звуков С - Ш
¤ Перевести статью в страницу для печати


Карта сайта
nach oben