Картотека словесных дидактических игр 2

5.7.24 14:17 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 47
Логопедия Иванова Эльвина Сагитовна

4 Дидактические игры краеведческого содержания

Игра «Узнай и назови»
Цель: формирование у младших школьников интереса к углубленному изучению родной природы через занятие игровой деятельностью.

Задачи: расширить знания о природе родного края;
раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

воспитывать здоровый образ жизни, желание беречь и охранять природу;
формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
Оборудование: карточки с предметными картинками
Ход игры: Может носить соревновательный характер. Участники должны назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, животных, птиц.
Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл или 1 фишка.



Игра «Путешествие по тропе здоровья»
Цель: Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания.
Оборудование: предметные картинки: овощи, фрукты, ягоды, грибы.
Ход игры: Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ, они помогают организму расти и развиваться. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.
- Витамин А- это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.
-Витамин В – свежих помидорах, яйцах, гречке.
-Витамин С- прячется в апельсинах, лимонах, бананах, хурме.
-Витамин Д- сохраняет зубы. Без него зубы становятся хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.
-Сейчас я предлагаю вам пройти по тропе Здоровья, с полезными продуктами. Посмотрите на столе карточки с продуктами, выберите полезные и повесьте на дерево. (На столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают на дерево).
-Почему на дереве выросла морковь?
-Чем полезно молоко?
-Какой витамин в апельсине?
-Почему выросли орехи?
-Какие овощи и фрукты защищают нас от вредных микробов?




Игра «Прогулка по городу»
Цель: закрепить и систематизировать знания о родном городе, расширять жизненное пространство детей, учить осмысливать окружающий мир. Материалы: фотографии с видами города Лабытнанги, знаковыми местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.
Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.


Игра «Узнай и спой»
Цель: развивать память, тембровый и динамический слух. Учить узнавать предметы наощупь.
Материал: картинки к детским известным песням; предметы, о которых поются песни (картошка, гармошка, ложка, мамонтёнок, кузнечик, волк, заяц и другие)
Ход игры: 1 вариант: «Узнай и спой песню о картинке»
На столе лежат карточки с картинками. Дети сидят полукругом за столом. Воспитатель на металлофоне играет музыкальную фразу из песни. Дети должны взять карточку с картинкой к песни, которую проиграл воспитатель, и спеть всем вместе.
2 вариант:
В «Чудесный мешочек» или в «Чудесную коробку» положить предмет, о котором дети знаю песню. Например: КАРТОШКА. Ребёнок наощупь узнаёт предмет и поёт: Антошка, Антошка!
Пойдём копать картошку!


Игра «Что, где, когда»
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по нескольким образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Задачи
Образовательные:
1.Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы и отгадывать загадки.
2.Закреплять знания детей о природном и предметном окружении; 3.Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор, песочные часы, компьютер, сеть интернет, 4.Доставить воспитанникам удовольствие от интеллектуальной игры.
Развивающие:
1.Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
2.Продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение.
3.Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).
Воспитательные:
1.Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.
2.Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Материал: волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик с зеркалом; песочные часы»,
Ход игры: Условия нашей игры.
На столе ватман с 12 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. С каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Здоровье и питание.
Разделы:
Хлеб
Примерные вопросы
• Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
• Назовите времена года, когда сеют зерно. (Весна.)
• Назовите времена года, когда убирают зерно. (Осень.)
• Какие машины убирают хлеб? (Комбайны.)
• Где мелют муку? (На хлебозаводе, мельнице.)
• Где пекут хлеб? (В пекарне, на хлебозаводе.)
• Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Пирожки, булочки, ватрушки, куличи, сушки и др.)
Назовите пословицы со словом «Хлеб».
• Хлеб – наше богатство.
• Будет хлеб – будет и песня.
• С хлебом русский человек – богатырь из века в век.
Закончи пословицу: «Хлеб – всему… голова».
Фрукты
Примерные вопросы
• Какие фрукты вы знаете? (Яблоки, груши, бананы и др.)
• Соки каких фруктов жёлтого цвета? (Персик, абрикос.)
• Назовите одним словом лимон, апельсин, мандарин (Цитрусовые.)
• Какой фрукт называют так же, как экзотическую птицу? (Киви.)
• Какой фрукт любят обезьяны? (Банан.)
• Какие фруктовые соки вы знаете? (Яблочный, гранатовый и др.)
• Чем полезен лимон? (Богат витамином С, полезен при простуде.)
Вспомните загадку о каком-нибудь фрукте.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)

Синий мундир,
Белая подкладка,
В середине – сладко. (Слива.)

Овощи
Примерные вопросы
• Назовите овощи-корнеплоды. (Репа, морковь и др.)
• У каких овощей можно употреблять в пищу и вершки, и корешки? (У свеклы, петрушка и др.)
• Какой овощ может заставить нас плакать? (Лук.)
• Что забыла коза в огороде? (Капусту.)
• Из каких овощей готовится винегрет? (Из моркови, свеклы, капусты, лука, огурцов, картофеля, гороха.)
• Можно ли приготовить из овощей соки? Какие? (Да; морковный, свекольный, тыквенный, томатный.)
• Чем полезна морковь? (Витаминами, которые улучшают зрение.)
• Какие овощи помогут вылечиться от простуды? (Лук, чеснок.)

Отгадайте загадку.
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец.)

Каши
Примерные вопросы
• Какие каши вы знаете? (Манную, пшённую, кукурузную, овсяную, гречневую и др.)
• Как сделать кашу вкусней? (Добавить сливочное масло, варенье, сухофрукты и др.)
• Какие крупы входят в состав суворовской каши? (Горох, перловка, гречка.)
• Какие каши можно сварить из пшеницы? (Манную, пшённую.)
• Из каких растений, зёрен получаются овсяная и пшеничная каши? (Из овса, пшеницы.)
• Какую кашу называют «ассорти»? (Из смеси круп.)

Отгадайте загадки.
В землю тёмную уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зёрнышко.)

Черна, мала крошка.
Соберут, немножко
В воде поварят.
Кто съест – похвалит. (Гречневая каша.)

Назовите поговорки о каше.
Кашу маслом не испортишь.
Щи да каша – пища наша.
Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной.
Каша – сила наша.

Витамины
Примерные вопросы
• Какое время года даёт нам большой запас витаминов? (Лето, осень.)
• В каких продуктах много кальция? (В молочных продуктах.)
• Какие продукты самые витаминные? (Зелень, фрукты, овощи, ягоды.)
• Какие овощи нужно есть весной, чтобы защитить себя от болезни? (Лук, чеснок.)
• Какая ягода созревает первой? (Клубника.)
• Что бывает, если в организме не хватает витаминов? (Недомогание, различные заболевания.)
• Какие бывают витамины? (А, В, С, D, E, F, K.)
• В какое время года наш организм нуждается в витаминах? (Всегда, особенно весной и зимой.)

Молоко и молочные продукты
Примерные вопросы
• Какие молочные продукты вы знаете? (Молоко, кефир, сыр, творог и др.)
• У коровы молоко коровье. А у козы? (Козье.)
• Назовите блюда из творога. (Творожники, вареники.)
• Что можно приготовить с помощью молока? (Каши, блины, молочные супы и др.)
• Что вы знаете о молоке? (Богато витаминами, белком, кальцием, укрепляет здоровье.)
• Какими витаминами богато молоко? (A, B, C, E.)
• Назовите кисломолочные продукты. (Кефир, творог, ряженка и др.)
• Откуда берётся молоко? (Его дают коровы, козы.)

Отгадайте загадку.
Вкусное, белое, парное иль холодное
Всех оно делает сильными, здоровыми. (Молоко.)

Посуда
Примерные вопросы
• Тарелка, чашка, ложка, кастрюля. Назовите одним словом. (Посуда.)
• Из чего едят суп? (Из тарелок.)
• Какие столовые приборы опасны? (Ножи, вилки.)
• В чём варят еду? (в кастрюле.)
• Как называется посуда, из которой пьют чай? (Чашки, бокалы, стаканы.)
• Как называется столовый прибор, которым разливают суп? (Половник.)
• Чем пользуются после еды? (Салфеткой.)
• В чём готовят жаренные блюда? (В сковороде, жаровне, казане.)

Закончите поговорку: «Когда я ем, я… глух и нем».


Домашние животные
Примерные вопросы
• Где живут домашние животные? (Рядом с человеком.)
• Назовите домашних животных. (Коза, корова и др.)
• Любимое блюдо лошадей. (Овёс.)
• Корова, кролик, лошадь, коза, лиса. Кто здесь лишний? (Лиса.)
• Какую пользу приносят корова, коза, овца? (Дают молоко, шерсть.)
• Как «разговаривают» домашние животные? (Подают голос – коровы мычат и др.)
• Назовите детёнышей домашних животных. (Телята, ягнята и др.)
• У каких домашних животных есть копыта? (У коз, коров, лошадей, овец.)
• Кто из домашних животных не умеет плавать? (Кошка, кролик.)

Отгадайте загадку.
Стоит копна посреди двора.
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Дикие животные
Примерные вопросы
• Чем питаются белые медведи? (Рыбой.)
• Кого называют самым быстрым зверем? (Гепарда.)
• Кто из животных слепой? (Крот.)
• Чем похожи слон и морж? (Имеют бивни.)
• Как называются животные, выкармливающие детёнышей молоком? (Млекопитающие.)
• Где живут животные редких видов? (В заповеднике, в природе.)
• Назовите самое высокое животное. (Жираф.)
• Если бурый медведь зимой не спит, как его называют? (Шатун.)
• Кого называют царём зверей? (Льва.)

Птицы
Примерные вопросы
• Какая птица плохая мама? (Кукушка.)
• Что находится внутри птичьих костей? (Воздух.)
• Назовите самую маленькую птичку. (Колибри.)
• Назовите самую большую птицу. (Страус.)
• Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)
• Назовите самую зоркую птицу. (Ястреб.)
• Как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелётные.)

Насекомые
Примерные вопросы
• Сколько ног у насекомых? (Шесть.)
• Как общаются муравьи? (Усиками.)
• Кто пробует еду ногами? (Бабочка.)
• Где находятся уши у кузнечика? (На ногах.)
• Чем полезны пчёлы? (Делают мёд.)
• Чем питается стрекоза? (Мухами, комарами.)
• Кто плетёт паутину? (Паук.)
• Каких насекомых вы знаете? (Муха. Пчела, кузнечик и др.)
• Назовите оружие шмеля, пчелы, осы. (Жало.)
• Как называются домашние муравьи? (Фараоновы или мелкие рыжие муравьи.)

Профессии
Примерные вопросы
• Где работает учитель? (В школе.)
• Кто это делает: подстригает волосы, делает причёски, моет, сушит волосы? (Парикмахер.)
• Кто фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает? (Продавец.)
• Что делает дворник? (Убирает двор.)
• Исправьте ошибку: учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. (Учитель проверяет тетради, а парикмахер подстригает.)
• Для человека какой профессии нужны весы, прилавок, товар, кассовый аппарат? (Для продавца.)
• Для человека какой профессии нужны стиральная машина, мыло, утюг? (Для прачки.)
• Что нужно водителю? (Автомобиль, права на вождения автомобиля.)

Продолжите предложение: «Воспитатель утром с детьми… беседует, делает зарядку, проводит занятия».

Транспорт
Примерные вопросы
• Перечислите виды транспорта. (Наземный, подземный, воздушный, водный, подводный.)
• Перечислите виды наземного транспорта. (Железнодорожный, грузовой и т.д.)
• Какой воздушный транспорт вы знаете? (Ракеты, самолёты и т.д.)
• Водный транспорт. Что в него входит? (Корабли, лодки, теплоходы и т.д.)
• Какие машины могут ездить на красный цвет? («Скорая помощь», пожарная, полицейская.)
• Кто такие пешеходы? (Люди, идущие по улицам.)
• Кто такие пассажиры? (Люди, которые едут в транспорте.)
• Что такое «зебра»? (Пешеходный переход.)
• Где должен идти пешеход? (По тротуару.)
• На какой свет едут машины? (На зелёный.)

Символика государства
Примерные вопросы
• Как называется наша планета? (Земля.)
• Что расположено на Земле? (Реки, леса, поля, моря, океаны и т.д.)
• В каком государстве мы живём? (В России.)
• Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)
• Назовите город, в котором вы живёте. (Томск.)
• Что представляет собой российский флаг? (Белая, синяя, красная полосы; белая обозначает благородство, долг; синяя – веру, целеустремлённость; красная – мужество, силу.)
• Перечислите символику нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)
• Кто президент России? (В.В. Путин.)
• Назовите свой полный домашний адрес.

Игра «Подбери правильно»
Задачи: обучать составлять изображение по образцу, развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: пазлы с изображением мест нашего города, природы
Ход игры: дети составляют из пазлов (частей) достопримечательности и памятные места города, картинки природы, рассказывают о них.

Игра «Не ошибись»
«Животные нашего края». «Растения нашего края».
Цель: Закрепление знаний детей о животных и растениях нашего края. Развитие связной речи детей.
Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.
Ход игры.
На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:
• Как называется животное;
• Где обитает;
• Чем питается;
• Какие звуки издает;
• Как выглядит;
• Как называются детеныши животного.


Игра «Чудо – дерево»
Цель: Закрепить знания о временах года. Развивать связную речь. Совершенствовать счет, ориентировку в пространстве (вверху, внизу, справа, слева)
Развивать у детей творчество, воображение, эстетический вкус, желание придумывать небольшие рассказы о природе.
Оборудование: Данная игра сделана из ковролина на твердой основе. Детали данной игры съёмные, легко переносятся с места на место.
Ход игры: Дети с интересом придумывают сюжеты. У детей появляется желание фантазировать. Эта игра коллективная. Она рассчитана для детей от трёх до семи лет. Для каждого возраста ставится своя задача. Для работы с дидактической игрой изготавливаются картинки-пособия из плотного картона, вырезаются изображения овощей, фруктов, растений, птиц, виды транспорта, снежинки, одежда, посуда и др. Для прочности каждая картинка ламинируется.
В соответствии со временем года «Чудо-дерево» может быть летним, осенним, зимним и весенним. (Зеленого цвета – весна, лето, жёлтого – осень, белого – зима).
Такое дерево является наглядной иллюстрацией сезонных изменений «дерево времен года». Можно обсудить, почему «Чудо-дерево» было все в снегу, а сейчас набухли почки. Почему осенью листочки желтые? и т. д.
В эту дидактическую игру можно включить, практически все темы, которые осваиваются детьми дошкольного возраста. Это дает большой простор для развития всего комплекса понятий, составляющих речь.


Игра «Откуда хлеб пришёл»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Задачи: Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
Расширить знания у детей о содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Оборудование: карточки с последовательностью сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба
Ход игры:
Отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Две команды детей раскладывают последовательность сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба.
1 команда - в настоящее время;
2 команда - в старину.
Каждая команда, установив последовательность, представляет свою цепочку другой команде, называя при этом виды сельскохозяйственной техники.
Взрослый перед началом игры может задать вопросы:
-Ребята, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? (Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
- Какие машины помогают хлеборобам? (Трактора, комбайны, грузовые машины).
В завершении игры обязательно должен прозвучать вопрос: Как нужно относиться к хлебу?

Игра «Булочная»
Цель: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко»; учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.
Игровые правила. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.
Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.
Ход игры. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб, молоко). — А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать,. где, в каком магазине можно купить, принесете карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить.



Игра «Собери (испеки) булочку»
«Как получается мука»
Цель: дать представление о процессе изготовления муки из зерен пшеницы и ржи (злаковые культуры выращивают в летнее время; когда колосья созреют, их убирают комбайном; зерна отделяют, очищают, мелют — получается мука: белая из пшеницы — для булок, темная из ржи — для черного хлеба).
Развитие мелкой моторики.
Ход игры: В игровой ситуации участвует Колобок, который хорошо знает, откуда в амбарах появляется мука. Он приносит картины, на которых изображены сцены уборки урожая.
Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.

Игра «Автосервис, что лишнее»
Цель: Развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления.
Материал: предметы или картинки с предметами автосервиса и другие.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку с изображенными на ней предметами и сказать, что на ней изображено. Например: Дрель. Она нужна в автосервисе. Мяч – лишний, это игрушка. Он не нужен в автосервисе. Картинки с необходимыми предметами:


Игра «Так или не так»

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции. развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и культуру,
развивать любознательность, творческие способности, закрепить знания об окружающей среде,
сформировать ценностное отношение к природе,
воспитать желание охранять природу и помогать ей,
систематизировать и углубить знания учащихся по темам “Растения” и “Животные”
Оборудование: наборы карточек с заданиями, подбор загадок, жетоны-фишки в виде различных рыбок, зверей, цветов.
Ход игры: Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете растительный и животный мир нашего города и Округа. В игре победит та команда, участники которой действительно хорошо знают природу, умеют правильно вести себя, готовы ее оберегать
Правила игры: Дети делятся на две команды.
Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее количество конкурсов.
Конкурс: «Погода»
Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Воспитатель: Снег зимой бывает. Ребёнок отвечает: Так бывает! Мороз летом бывает. Ребёнок: Не так!
Иней летом не бывает. Так!
Капель летом не бывает. Так!
Другие вопросы ставятся аналогично.

Конкурс “Растения»
1. Брусника имеет багряный цвет, за что и получило свое название. Так! (брусника, на старославянском языке слово "брусн" означало багряный цвет);
2. Голубику называют "северным виноградом" Так!
3. Морошка – это такое маленькое насекомое. Не так!
4. Черника получила своё название по цвету своих плодов. Так!
5. Одуванчик сначала белый, потом – жёлтый. Не так!
6. Это растение называют жгучим, ранней весной оно спасало крестьян от голода. Так!
7. Клюкву называют лежебокой, царицей болот. Так!
8. Из крапивы варят суп. Так!
9. У ёлки мягкие иголки, которые оно осенью сбрасывает. Не так!
Конкурс «Животные»
Вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:
- голубь воркует? - Так!
- утка чирикает? - Не так!
- воробей крякает? - Не так!
- лиса лает? - Так!
- медведь ревет? - Так!


5 Игры экологической направленности:

Игра «Невидимые нити в лесу»
Цель: учить детей связывать между собой все объекты живой и неживой природы.
Оборудование: предметные картинки с живой и неживой природой.
Ход игры:
Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы ) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.
Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например, какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.
Пример невидимых нитей: растения-животные.
Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.
В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее - животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

Игра «Цепочка питания»
Цель игры: Познакомить детей с пищевой цепочкой в мире растений и животных. Рассказать детям кто кем питается. Учить строить пищевые цепочки, начиная с растений, которым жизнь даёт солнце, воздух и вода. Продолжать пищевой ряд насекомыми, пресмыкающимися, мелкими животными, переходя к более крупным млекопитающим.
Правила игры: Перед детьми раскладывается солнышко, как первое звено в цепочке питания. Предлагается детям собрать на лучик (цветной шнурок) цепочку из картинок, изображающих объекты живой природы, в той последовательности, в которой отражено кто, кем питается.
Оборудование: Распечатать из интернета или нарисовать картинки животных, насекомых, птиц, растений из которых дети будут выстраивать цепочки. Картинки лучше наклеить на картон, предварительно подогнав их к одному размеру. Чтобы карточки лучше сохранились, можно их заламинировать, или обклеить плёнкой или скотчем. Дыроколом сделать два отверстия для шнуровки. Вот все элементы готовы.
Ход игры: В старшем возрасте дети уже многое знают о природных явлениях, о мире растений, о жизни животных, птиц, насекомых; о их образе жизни, повадках, особенностях питания. На основе этих знаний дети смогут выстраивать простые цепочки. Самые простые - это пищевые цепочки. Кто кем или чем питается? Сначала необходимо пополнить копилку знаний через чтение научной, художественной литературы, книг детской энциклопедии; через экскурсии в природу, через наблюдения, просмотры видеофильмов, сказок, мультфильмов. Затем потренировать детей в умении строить простейшие цепочки из 3х-4х звеньев на тему: кто кем питается?
Например: На огороде растёт капуста, морковка. Заяц питается этими овощами. Кто питается зайцем? Лисица! Кто может поймать и съесть лисицу? Коршун, ястреб, другая хищная птица. Такие цепочки можно выстраивать с различными природными объектами.
Например: Комар - Лягушка - Цапля - Лиса.
Чтобы научить детей мыслить, можно превратить урок в игру при помощи этой экологической игры.
Сначала необходимо сделать из картона или выпилить из фанеры солнышко, как источник жизни всего сущего на земле. Привязать через дырочки шнурки - лучики. Каждый лучик отдельная экологическая цепочка.



Игра «Угадай, что спрятано»
Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, животных, расширять словарный запас.
Оборудование: Коробка, фигурки животных, картинки с растениями, камушки, ракушки, палочки, коряги (предметы природы).
Ход игры: Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет какой-то предмет в коробку. Дети открывают глаза. Воспитатель описывает его и спрашивает: «Кто с нами захотел поиграть в прятки?» Дети отгадывают. Тот кто отгадал продолжает игру, прячет и описывает.

Игра «Укрась сад, лес, луг»
Цель: Систематизировать знания детей о растительном мире.
Оборудование: картинки с изображением цветов, деревьев. Изображениями сада, леса, луга.
Ход игры: У воспитателя картинки с изображением цветов, деревьев.
а у детей - с изображениями сада, леса, луга. Воспитатель показывает картинку с изображением растения. Ребёнок должен определить, где оно растёт, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.


Игра «Какая она, природа?»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Ход игры: Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
2 вариант:
Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в приображении природы.
Оборудование: Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека.
Ход игры: Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.


Игра «Заморочки из бочки»
Цель: закрепить экологические знания детей.
Оборудование: Мешок с бочонками с номерами. Задания с вопросами.
Ход игры: Дети достают из мешочка бочонки с номерами, в соответствии с которыми воспитатель задает вопрос. Вопросы могут быть по разным темам.
Например:
1) 1.В какой сказке С. Я. Маршак заставил цвести подснежники в январе? («Двенадцать месяцев»)
2.Какой цветок носит название дамской обуви? (Венерин башмачок).
3 Любимые цветы гусей (Гусиные лапки)
4.Какой цветок считают последней улыбкой осени? (Астру)
5.Название какого цветка, связано со звоном? (Колокольчик.)
6 Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
7.Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
8.Какой цветок, судя по названию, обладает хорошей памятью? (Незабудка)

2) Закончи пословицу ( (Примерный перечень пословиц)
-Первый цветок ломает …..ледок.
-Весна красна цветами, а осень ……плодами.
-Где цветок, там …..медок.
-Цветы, что дети, уход …..любят.
-Аленький цветок бросается в ….. глазок.
-На хороший цветок летит …..мотылек.
-Пчелы рады цвету, люди - …..лету.
-На цвет и пчелки ….летят.
-Кто найдет в цветках лишний лепесток …..счастью.
-Цветы что дети, уход ….любят
-У каждого цветка свой ….запах
Можно провести соревновательеого характера, поделив детей на 2-3 команды.
Дается оценка деятельности команд.

Игра «Что лишнее»
Цель игры: Развитие мышления и внимания дошкольников.
Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Оборудование: набор дидактических карточек Ход игры:
Ход игры: Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Распечатать предлагаемые дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения (живые и неживые предметы).
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку. Остальных должен классифицировать как домашних птиц.
Кроме использования дидактических карточек «Четвертый лишний» в распечатанном виде, можно создать электронную презентацию. Эта игра составленная из аналогичных заданий, но её намного удобнее использовать при работе с группой дошкольников при наличии необходимого оборудования (компьютер, интерактивная доска
Также можно использовать словесную игру «Четвёртый лишний»
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.


6 Игры – заводилки:
Познавательное развитие- дело серьезное, а у детей основной вид деятельности - игра. Поэтому в выражении «играть нельзя скучать» дети и взрослые по - разному делают паузу или ставят запятую. В книге , Т.А. Кислинской «Игры- заводилки» , предлагается примеряющая в этом отношении взрослых и детей подборка новых игр, имеющих две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала.
Что это за игры? Содержание книги способствует реализации образовательной области «Познание» и включает два блока: игры, способствующие формированию целостной картины мира, и игры по сенсорному воспитанию и развитию моторики рук. Эти игры авторы назвали игры – заводилки, так как они представляют собой новый подход в преподнесении обучающего и развивающего материала - через стихотворение. Оно легко запоминается ребенком и позволяет ему получить собственный опыт.
Для кого нужны эти игры? Игры – заводилки – средство обучения, поэтому они могут быть использованы при усвоении программного материала и проводиться на занятиях, как воспитателем, так и учителем – логопедом, быть элементом музыкальных занятий. А также могут выступать как самостоятельный вид деятельности. Игры легки для проведения в домашних условиях родителями. Дома, в дороге, в поликлинике они займут ребенка и помогут провести свободное время с пользой.
Методика проведения игр. Успешному проведению игры способствует доброжелательность взрослого, который положительно настраивает ребенка на сотрудничество. Результативность использования игр повышается, если соблюдать последовательность в подборе игр и следовать принципам доступности. Игры, представленные в разных разделах, следует проводить параллельно. Игры внутри раздела можно проводить как по порядку, так и выборочно, исходя из развития отдельного ребенка. Организуя каждую игру, взрослый сначала проговаривает слова стихотворения и выполняет движения игры одновременно с ребенком. По мере усвоения движений взрослый только задает вопросы или дает игровые задания, а ребенок выполняет движения и проговаривает слова самостоятельно. В играх также предлагаются рекомендации к их проведению, усложнения, варианты, которые помогут поддерживать интерес детей и обеспечат их познавательное развитие



Игра «Коза»
Цель: продолжать закреплять представления о домашних животных, особенностях их питания»; развивать тактильно-двигательное восприятие. Ход игры: И.п: указательный палец и мизинец выпрямлены (рожки козочки), а средний и безымянный прижаты к ладони большим пальцем (голова козы). Перед игроками лежат листы бумаги или газеты. Речь взрослого: «Хоть коза невелика- Велики ее рога» Речь ребенка: «Принесем ей сладкой травки-молока возьмем добавки». Действия: Имитировать козу. Разорвать газету на много полосок (траву).
Рекомендации к проведению Для освоения детьми умения аккуратно разрывать бумагу на части различного размера и формы необходимо усложнять задания постепенно: травка получится, если рвать листы бумаги на много длинных полосок; листочки- оторванные от бумаги небольшие куски.

Игра «Гуси»
Цель: формировать умение выполнять чередование цветов по образцу, ориентироваться на цвет, величину и форму как на значимый знак; -обогащать тактильную чувствительность рук через совершенствование мелкой моторики в действиях с пуговицами или бусинами.
Ход игры: И.п.: на столе перед каждым ребенком лежат проволока и несколько пар пуговиц (бусин). Пуговицы, объединенные в пару, должны быть одинаковыми. Речь взрослого: «Гуси следуют гуськом, друг за другом следком». Речь ребенка: «Так и осенью летят к южным странам точно в ряд». Действия: Ведущий по одной пуговице из каждой пары и нанизывает в произвольном порядке – получается вереница гусей. Оставшиеся пуговицы
нанизывает на свою проволоку игрок точно в таком же порядке.

Эти игры можгно найти в книге Т.А. Кислинской «Игры- заводилки»
Игра «Курочка», Игра «Утка», Игра «Волк», Игра «Олень», Игра «Мышка»,
Игра «Северный олень», Игра «Белая куропатка», Игра «Жираф», Игра «Зебра», Игра «Грач», Игра «Добрый дятел»





7 Развивающие игры
Игра «Читайки на шариках» игра В. Воскобовича
Цель: Игры с этим пособием будут способствовать развитию памяти, внимания, творческого мышления, речи, обогащению словарного запаса.
Состав: Чтобы бумажные карточки-читайки послужили вам долгое время, рекомендуется обернуть их в пленку. В комплект входит инструкция.
Материал: бумага
Размер карточки: 14х14,5 см
Для детей от 3 до 8 лет
Описание игры: «Читайка на шариках» Данная развивающая игра Воскобовича является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения. Это своеобразная книжка-раскладушка позволяет формировать слова различного уровня сложности. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова, состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т.д. Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов. Игровое пособие: прививает интерес к чтению расширяет словарный запас учит конструированию помогает выучить звуки и буквы
Перед вами увлекательная игра, благодаря которой ребенок не просто будет тренировать навыки чтения, но еще и научится составлять новые слова, разделять слова на слоги, различать звонкие и глухие согласные звуки.
Вместе с ребенком осваивать это непростое дело будет кот Ученый, который будет сопровождать малыша на каждой читайке. Читайка – это один из четырех двусторонних листов, которые необходимо будет вырезать. На каждой читайке вы с ребенком найдете разноцветные шарики: желтые, голубые, розовые, зеленые.
Каждая читайка несет свою обучающую задачу. На читайке с желтыми шариками – собраны слова с чередованием звонких и глухих согласных (Гость - Кость). Читайка с розовыми шариками поможет выделять слоги в словах (со-вок, со-ты, со-ва). Ребенку также предлагается составить слова со словами, начинающимися со слога СО. Благодаря читайке с зелеными шариками ребенок узнает, что количество слогов в слове зависит от количества гласных. Читайка с голубыми шариками поможет ребенку освоить конструирование слов (вместо звездочки необходимо подобрать разные буквы, чтобы получились новые слова: ла*ка: лайка, лавка, ласка; придумай слова, используя суффиксы –чик, -ник).



Игра «Волшебный поясок»
Цель: Игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения, делать выводы, доказывать и защищать идеи.
* Версия известной во всем мире игры «ДА-НЕТКА» для детей
* Возраст игроков: 4-8 лет.
* Состав игры:
1. Игровое поле – пояс с десятью кармашками.
2. Пять комплектов тематических картинок (“Геометрические фигуры”, “Часы”, “Грибы”, “Животные”, “Транспорт”).
3. Две прищепки, выполняющие функции меток (для сужения поля поиска).
4. Фишки.
* Производитель: Компания “Корвет” Триз игра “Волшебный поясок”
Правила игры:
Карточки из одного комплекта, например “Домашние животные” раскладываются по кармашкам в пояске. Один из игроков назначается ведущим.
Ведущий задумывает одно из животных, изображенное на карточке. Другие игроки должны отгадать задуманный предмет, задавая наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только “Да” или “Нет”.
В кармашки можно выкладывать картинки не только из одного тематического набора, можно составлять свои комплекты с картами разных тем.
Прищепки используются для сужения поиска картинки. Например игрок может спросить: карта находится справа или слева от прищепки, тем самым облегчая себе поиск.
Производители рекомендуют помечать картинки, выбранные ведущим, дабы исключить споров, какая же картинка первоначально была задумана.
Примерный ход игры:
На столе раскладываются картинки из разных тематик: животные домашние, дикие, мебель…
Игрок: Это животное с фермы?
Ведущий: да
Игрок: Это птица?
Ведущий: Нет
Игрок: У животного есть мех?
Ведущий: Нет
Игрок: у животного есть рога?
Ведущий: Да
Игрок:Это корова!






Игра «Перевёртыши»
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Ход игры: Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
Вариант: Игра «слова-перевертыши»
Цель: учить детей переставлять буквы и составлять слова.
Ход игры: На листе бумаги написаны перевертыши. Дети должны переставить буквы и слоги так, чтобы получились слова.
БАСОКА — собака
КОМОЛО — молоко
ШИМАНА — машина
ЛАКУК — кукла
ГАКНИ — книга
КАРУ — рука
HOOK — окно
ЛЕТЕФОН — телефон
ШКАЧА — чашка
ШКАКО — кошка
СЫЧА — часы
ЦАЯЗ — заяц
ЛЕКАБ — белка
КИОЧ — очки
ВЕЙМУРАНИК— муравейник
НИКЧАЙ — чайник
КАСУМ — сумка
КИБРЮ — брюки
ХАПАЧЕРЕ — черепаха
ВИЛЕТЕЗОР — телевизор
САЛИ — лиса
КЛОВ — волк
ЧИКМЯ — мячик
БИКУКИ — кубики
КАРОМАШ — ромашка
РЕДЕВО — дерево
ЛИМАНА — малина
КАРЕ — река
НЦЕСОЛ — солнце
КАВИЛ — вилка
КАЛОЖ — ложка
ПОСАГИ — сапоги
МИЛОН — лимон
ШАГРУ — груша


Игра «Сложи узор»
Цель: Познание окружающего мира и развитие пространственного воображения, сообразительности и логического мышления, навыков счета и графические способности, цветоощущение, умения анализировать, синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы; воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.
Описание: Кубики Никитина. Сложи узор предназначены для детей от 2 до 8 лет. Игра состоит из 16 кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета (красный, желтый, синий, белый) определенным образом. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Как изготовить игру? Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой и поставьте в шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно старательно шероховатые торцовые грани. В наборах “Кубики-самоделки” они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо, двигая кубик по листу бумаги на столе.
Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.
Порядок окраски показан на рисунке 1:

передняя грань – белая
задняя грань – желтая,
правая грань – синяя,
левая грань – красная,
верхняя грань – желто-синяя,
нижняя грань – красно-белая.

Кубики лучше всего окрашивать нитрокрасками, они быстро сохнут (1–2 часа) и очень прочны. Только тона красок нужно выбирать чистые и такие, чтобы совпадали по оттенку с цветом узоров-заданий.
Технические масляные краски сохнут дольше (до 1–2 суток), а масляные художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами.
Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бумагой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для кубиков нужна картонная коробка размером 125x125x30 мм с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16 кубиков).
Узор-задание. Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах 100 х 100 мм или 100 х 150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).
Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.
Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1–2 лет. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) – резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.
На рисунках 3-9 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм (Приложение). По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще “не покорились” ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лодка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Малыши предпочитают свои “имена” и, чтобы не забывать, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными. Узоры-задания СУ представлены в Приложении.


Игра «Хорошо – плохо»
Цель – знакомство детей возраста с общепринятыми нормами поведения, правилами безопасности и личной гигиены.
Ход игры: Важнейшим фактором развития эмоционально-чувственной сферы ребенка является сама жизнь, взаимоотношения с окружающим миром. Именно поэтому в данной игре предлагаются 18 ситуаций из жизни, которые знакомы детям и доступны для их понимания. Подбор этих ситуаций продиктован еще и тем, что ребенку будет легко давать положительную или отрицательную оценку ситуаций. Оценивая поведение изображенных в игре детей, несомненно, малыши усваивают нормы поведения.
Кроме того, игра тренирует внимание, мышление, поскольку ребенку нужно наблюдать и анализировать поведение человека по мимике и пантомимике, развивает речь.
В игре принимают участие от 1 до 6 человек и ведущий.

2 вариант: Игра «Это и хорошо, и плохо»
Цель: учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажения смысла.
Материал: двухцветный карандаш.
Ход игры: Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Педагог предлагает детям считать двухцветный карандаш «волшебной палочкой» с двумя полюсами, один из которых будет обозначать «хорошо», а другой - «плохо». Выбирается тема, по которой участники будут выделять «хорошее» и «плохое». Дети передают по цепочке карандаш, поворачивая его, то одной то другой стороной вверх, в зависимости от своих высказываний.
Например, при обсуждении темы «Лес», карандаш повернут в верх, стороной обозначающей «хорошо». Ребенок говорит: «Лес – это хорошо, потому что он очищает воздух». Затем он передает карандаш следующему участнику, перевернув его другой стороной, обозначающей «плохо». Теперь участник должен объяснить, почему лес – это плохо. Например, он может сказать: «В лесу можно заблудиться». И т.д.

Игра «Польза – вред»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.
Ход игры: Темы могут быть различные
1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
2 вариант Тема: «Полезное– неполезное»
Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Дидактический материал: Карточки с изображением продуктов.
Методика проведения: На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.


Игра «Да – нет»
Цель: уточнить текущие знания о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются), какие к неживой природе(часть природы, но не обладают всеми свойствами живых), какие к рукотворному миру (изобретенные людьми).
Описание игры: «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам.
В нашем быстром мире ребенку нужно не только запоминать, что, скажем, самолет – это транспорт, а чайник – посуда, но и самому понимать, как классифицировать предметы, чтобы структурировать окружающую действительность. Традиционная педагогика этому пониманию ни разу не учит. А учит думать, как раз ТРИЗ с помощью «Да-Нетки».
Прежде чем непосредственно задавать вопросы и угадывать какой-либо объект, нужно провести подготовительную работу с ребенком. Начинать подготовку можнос 3,5 лет. Когда информационный фонд накоплен, можно смело приступать к игре.
Основные правила у нее такие же, как и у пространственной разновидности. Найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов. Задавать вопросы помогают признаки, которыми обладает объект:
цвет,
форма,
размер,
его части и месторасположение,
звук,
запах,
вкус,
температура,
влажность,
материал,
способность двигаться или выполняемое действие,
то, как может изменяться во времени.
Важно в процессе выяснения информации об объекте, помогать ребенку резюмировать то, что он уже узнал. Обдумывая вопрос, дитё двигается по разным уровням абстрактных понятий, учится видеть целое и части. Важно, что ребенок действует не по готовой схеме, а сам конструирует свой алгоритм поиска ответа.
Виды классификационной «Да-Нетки»
Игры «Да-Нет» с набором картинок,
Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения,
Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении (но это обязательно должен быть конкретный, а не абстрактный объект).



Игра «Назови соседей числа»
Цель: Формировать у детей представление об отношениях чисел в числовом ряду.
Совершенствовать слуховое восприятие, уметь называть соседей числа.
Упражнять в увеличении и уменьшении числа на 1 и 2.
Ход игры: Вариантов множество. Можно использовать различные карточки с цифрами, можно по слуху.
I.Ребенок выбирает карточку с вагончиком, называет цифры, находит пропущенное число на маленькой карточке и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за.
II. Игра в группе от 2 человек. Водящий показывает большую карточку и просит назвать пропущенное число. Например: «Какое число стоит между числами 4 и 6?», или « Какое число будет следующим в ряду 5, 6…?» Игроки выбирают нужную карточку и показывают ее водящему. Задание можно сделать более интересным внеся элемент соревнования. Кто быстрее покажет или назовет недостающее число?
III. Игра с мячом « Назови число на 1(2 )больше (меньше) того, которое назову»


Игра «Геовизор» игра В.В. Воскобовича
Цель: Развивает мелкую моторику рук, интеллект, творческие способности и формирует у ребенка математические представления.
Занятия с «Геовизором» Воскобовича дают представления о пространственных отношениях, количественном счете, симметрии, системе координат, делении целого на равные и неравные части. Ребенок развивает умение решать логико-математические задачи, внимание, память, мышление, воображение и творческие способности, мелкую моторику руки.
Описание игры: Ваш ребенок начинает обучение в школе Волшебства! Вместе с Околесиком и его друзьями-гномами он играет игру Геовизор Воскобовича,
Гному по прозвищу Разделяй-Объединяй нравятся волшебные забавы в которых надо что-нибудь объединять или делить на части. Гном по имени Увеличь-Уменьши любит увеличивать и уменьшать размер предметов. Гном Крути-Верти заставляет все вращаться в разные стороны. А самый умный гном Появись-Исчезни может сделать из ничего что угодно и наоборот – спрятать то, что всем видно.
 


Родственные ссылки

» Другие статьи раздела Логопедия
» Эта статья от пользователя IRBIS
» Самая читаемая статья из раздела Логопедия: Стертая дизартрия у детей
» Последние статьи раздела Логопедия: Дифференциация звуков С - Ш
¤ Перевести статью в страницу для печати


Карта сайта
nach oben