Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) через театрализованные игры

19.12.22 04:13 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 414
Логопедия Астахова Инна Александровна

Введение

Актуальность. Язык и коммуникация – основа социального взаимодействия. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Большинству детей освоение разговорного языка дается без каких-либо затруднений, но есть дошкольники, которым необходима помощь в силу тяжелых речевых нарушений.
В настоящее время ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» большое внимание уделяется формированию коммуникативной деятельности, развитию общения детей со сверстниками. Результатами освоения программы должно стать свободное общение со сверстниками и взрослыми. Дети должны уметь решать житейские задачи, начинать и поддерживать разговор, слушать собеседника и вести диалог, выражать свои мысли и намерения, владеть арсеналом средств коммуникации с целью сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Общее недоразвитие речи — системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Это сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексика, грамматический строй и связная речь. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, мы убедились, что словарный запас у дошкольников весьма ограничен, что проявляется в недостаточном развитии как диалогической речи, так и в монологической. Это происходит потому, что у таких детей вследствие психологических особенностей, снижен интерес к окружающему, ограничен речевой опыт.
Дети с подобным нарушением становятся «сложными» собеседниками: им трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании коммуникации в целом.
Исходя из наблюдений, мы поставили цель: формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью театрализованных игр.
Объект – коммуникативные навыки старших дошкольников с ОНР.
Предмет – процесс формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР через театрализованные игры.
В соответствии с целью сформулировали задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Выявить уровни коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Определить методы и приемы формирования коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и составить методические рекомендации.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована в работе педагогов дошкольных образовательных организаций при решении проблем общения детей с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте.





























1. Особенности формирования общения у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи – термин психолого-педагогической классификации нарушений речи. Под общим недоразвитием речи понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Общее речевое недоразвитие оказывает влияние на формировании высших психических функций, коммуникативных навыков и личности в целом. Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию.
Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.
Ограниченные коммуникативные возможности детей с ОНР сопровождаются снижением потребности в общении, несформированностью вербальных средств и форм коммуникации, трудностями их реализации, низкой речевой активностью, неумением ориентироваться в семантике коммуникативной ситуации. Дети с ОНР малоактивны. Инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной отмечается, что у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; преобладающая форма общения со взрослыми ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Таким образом, можно сделать вывод, что недоразвитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению психической активности.
Общение


2. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР через театрализованные игры

Теоретический анализ позволил нам определить причины, способствующие возникновению трудностей в развитии коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста. У детей с нарушениями речи эти трудности усугубляются вследствие заниженной самооценки, недостаточного опыта социального взаимодействия.
В качестве одной из форм организации педагогического взаимодействия по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушениями речи мы решили рассмотреть театрализованную игру, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых доступных видов искусства.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка в целом, а именно -речевое дыхание, правильное звукопроизношение, развивает общую и мелкую моторику, координацию движений, снимает мышечное напряжение, развивает мимику, жесты, эмоциональное восприятие, внимание, память, совершенствует монологическую и диалогическую форму речи, игровые навыки и творчество.
Таким образом, использование театрализованной игры на основе создания особых педагогических условий повысит уровень развития коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи.
Исследовательская работа проводилась в старшей группе МБДОУ№ 8 «Огонек» г. Поронайска Сахалинской области в течение 2017-2018 учебного года.
Работа проводилась в три этапа:
1 этап – первичное диагностическое обследование уровня развития коммуникативных навыков у детей с ОНР (сентябрь 2017г.).
2 этап – коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР через театрализованную игру.
3 этап – итоговое диагностическое обследование уровня развития коммуникативных навыков у детей с ОНР (май 2018г.).
Для определения исходного уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР мы взяли «Методику для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» М.И. Лисиной; методику «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина).
Цель 1 этапа: выявить сформированность коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР со взрослыми и сверстниками. (Содержание методик приведено в Приложении 1). Обследовано 12 детей.
По результатам первичного диагностического обследования составлен протокол уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР (Приложение 2). По результатам проведенного первичного диагностического обследования можно сказать следующее:
1)Уровень коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста находится на недостаточном уровне.
2)Наблюдается высокий процент детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
Вывод: необходимо провести коррекционную работу по повышению уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Процесс формирования театрализовано-игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи имеет свои особенности. Он предполагает этапность, что является организационным стержнем данного вида художественной деятельности. При этом на каждом этапе ставятся задачи, решение которых обеспечивается в художественном общении ребенка с взрослыми и сверстниками.
Первый этап направлен на формирование положительного мотивационного компонента и интереса к театрализовано-игровой деятельности. В этот период мы создали условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализовано-игровых формах. А также решали следующие задачи: знакомство детей с понятием «Театр»; формирование у детей умения различать виды театрализованной игры; преодоление страхов общения, сплочение детского коллектива; расширение (обогащение) пассивного и активного словаря по теме; развитие воображения.
Мы рассказали о театре (какой бывает, чем отличается); показали атрибуты, необходимые для проведения театрализованной игры (игрушки, декорации, костюмы), чем вызывали интерес у детей к театрализованной деятельности. Вместе с детьми читали сказки, басни, стихи; рассматривали иллюстрации к произведениям и отвечали на вопросы о характере взаимоотношений между героями (кто хороший, кто плохой, почему они так думают).
На этом этапе первое театральное представление педагог показывает сам, становясь примером для подражания и рассеивая все страхи перед публичным выступлением. Он становится партнером по игре.
После представления вместе с ребятами обсуждали увиденное. Дети высказывали свое мнение о героях, о декорациях, о своих впечатлениях. В конце обсуждения предлагали детям самостоятельно провести театрализованную игу в следующий раз.
На втором этапе мы разработали перспективный план (Приложение3) по четырем направлениям:
1. Игры в процессе специально-организованной деятельности.
2. Игры в совместной деятельности ребенка и взрослого.
3. Игры в режимных моментах.
4. Игры в процессе самостоятельной деятельности ребенка.
Задачи второго этапа: установление взаимного контакта между всеми детьми; формирование моральных представлений о поведении; формирование нравственных норм поведения; формирование чувства близости, сплоченности; развитие речи детей.
Этот этап самый длительный и основной в формировании навыков общения у старших дошкольников с ОНР.
Некоторые наши воспитанники в процессе общения с воспитателем держатся уверенно, но как только им приходится то же самое показать на публике, начинают раскачиваться, их речь замедляется или совсем не могут произнести ни слова. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение мы использовали игры на мышечное расслабление «Кактус и Ива», «Буратино и Пьеро», «Снеговик» и др.
Есть в нашей группе и застенчивые, робкие дети. Застенчивый ребёнок невероятно скован, напряжён, неуклюж, голос его тихий, порой даже сдавленный, мимика маловыразительна. Этим ребятам противопоказаны соревновательные игры. Но игры с использованием, мимики и жестов помогают им раскрепоститься, например «Много снега — протопчем тропинку», «Мама с папой собираются в театр», «Как падает снежинка», «Как ходит тишина», «Как скачет солнечный зайчик» и др. Игры-пантомимы – это весело. Дети и взрослые вместе угадывают различных персонажей, действия и эмоции. Показывая пантомиму, ребята тренируют память. Играя в подобные игры, приходится запоминать, как в прошлой игре показывали тот или иной образ, и придумывать новый. А еще пантомимы тренируют воображение и фантазию, помогают детям стать более раскрепощёнными. Ведь помимо необходимости показать то или иное движение, действие героя, надо ещё и сообразить, как именно это сделать. Причем неинтересно же каждый раз показывать, например, лису одним и тем же способом. Приходится изобретать что-то новое. Мы используем эти игры в совместной деятельности, в режимных моментах и в образовательной деятельности.
На третьем этапе мы:
1. Создали картотеку методической литературы и художественных произведений различных жанров;
2. разработали перспективный план для театрализации художественных произведений различных жанров, придерживаясь лексических тем;
3. создали картотеку театрализованных игр (игры со словами; игры-пантомимы)
4. подобрали комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
5. подобрали диалоги;
6. изготовили атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому, плоскостному, теневому.
Задачи этого этапа: формирование положительных эмоциональных реакций в общении с окружающими; активизация позитивного опыта в общении; формирование у детей умения передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения детей, мы старалась организовать работу так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использовали разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Детям интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Для этого мы использовали такие игры с диалогическим содержанием, как например: «Перцы»
Сладкий перец повстречал
Горького братишку:
—Что-то очень тонок стал,
Похудел ты слишком.
Горький перец отвечал:
— От того я тонок стал,
Что диету соблюдал,
Сладости совсем не ел,
От того и похудел.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, отвечать на вопросы, строя распространенные предложения.
Чтобы освоить выразительную интонацию речи персонажа, использовали очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Мы брали на себя роль со сложным интонированием и играли в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик, а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала мы брали на себя роль зайца, потом — роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция - «Делай, как я!» - не использовалась. Также читали детям четверостишия с разными интонациями. Далее, просили их повторить и найти новые варианты интонаций, например, удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. В следующий раз давали детям такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове». Например, «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обращали внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получая роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работая над театрализацией сказки, мы использовали следующую методику:
I. 1. Чтение сказки.
2. Беседа по содержанию.
II.1. Рассказывание сказки по ролям.
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Индивидуальная работа по ролям.
3. Закрепление.
IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
2. Закрепление.
V. Генеральная репетиция.
VI. Премьера.
В своей работе мы активно использовали мультимедийные средства. Такие интерактивные игры, как «Собери картинку», «Угадай героя», «Картинки-половинки», «Из какой сказки» способствовали стимулированию таких процессов как восприятие, внимание, память, мышление и осознание информации за счет яркости и привлекательности объектов. А также развитию навыков совместной работы и коллективного познания. В такой деятельности происходит визуализация абстрактной информации и приобретаются навыки учебной деятельности.
В группе была создана предметно-развивающая среда: «Центр театра», в котором находятся все виды театров (кукольный, картонный, перчаточный, пальчиковый, магнитный и настольный) в доступном для ребёнка месте. Ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно. Маски сказочных персонажей, а также атрибуты и декорации.
Для того, чтобы работа по развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР была полноценной и дала положительную динамику, мы привлекаем родителей воспитанников. Для взаимодействия семьи и ДОУ в группе были реализованы проекты «Волшебный мир театра» и «Такие разные эмоции». Проекты были направлены на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Целью сотрудничества с родителями было создание условий для развития партнёрских отношений семьи и педагогов. Задачи взаимодействия с родителями были следующие: привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; вызвать желание родителей участвовать в жизни ДОУ; перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс деятельности, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Мы разработали и оформили памятки для родителей «Театральный этикет для детей», «Театр своими руками», «Театр дома», буклет «Театральные хитрости».
На стенде для родителей разместили материал «Формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР через театрализованные игры», «Особенности формирования общения у детей с общим недоразвитием речи». Предложили родителям картотеку с интересными и доступными по содержанию играми, и упражнениями, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Организовали выставку-презентацию разных видов театра «Поиграйте с нами».
Одним из итогов реализации проектов стал показ спектакля «Кошкин дом», в подготовке которого родители приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций) и другие мероприятия.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через театрализованные игры проводилась при полном взаимодействии специалистов ДОУ: учителя-логопеда, музыкального руководителя, психолога и инструктора по физвоспитанию. Но она была бы не полной, если бы мы не взаимодействовали с нашими социальными партнерами: МБУК «Поронайский краеведческий музей», ФГБУ «Государственный заповедник Поронайский» и МБУК «Поронайская ЦБС».
Например, мы с детьми и родителями посетили выставку в Поронайском краеведческом музее «Традиции русского чаепития». Сотрудники музея рассказали о традициях чаепития русского народа и показали экспонаты. А после этого сервировали стол, разложили угощения, и все вместе пили вкусный чай. Мероприятие очень понравилось детям и родителям. Было много впечатлений и положительных эмоций у ребят. И когда спустя некоторое время, мы с детьми обсуждали какую сказку они хотят драматизировать, ребята предложили «Муху-цокотуху» (сценка чаепития). После посещения экспозиции «Культура и традиции Японии», мы с детьми познакомились с японской народной сказкой «Воробей и зимородок».
Сотрудники МБУК «Поронайская ЦБС» систематически приходят в гости в наш детский сад с интересными презентациями и книгами. Рассказывают детям о писателях, читают стихи, сказки; проводят викторины и загадывают загадки. Все это оказывает положительное влияние на формирование коммуникативных навыков у детей с ОНР.
Говоря о партнерах, хочется отметить и многолетнее сотрудничество с ФГБУ «Государственный заповедник Поронайский». Родители и дети нашей группы участвовали в конкурсе «Каждой пташке по семечку» в рамках эколого-культурной акции «Покормите птиц!», в конкурсе плакатов «Сохраним заповедную природу» в рамках акции «Марш парков-2018» и др. Мы с ребятами во время образовательной деятельности и во время наблюдений на прогулках закрепляли знания о повадках птиц, животных, живущих в нашей местности. Затем все это проигрывали. Например, «Угадай, кто прилетел», «Мы в лесу», «Медвежата» и др. Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передавали и основные характеристики персонажей – хитрость, доброжелательность, жадность, щедрость и т.д. Все эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу детей, способствует развитию коммуникативных навыков. Что очень важно для дошкольников с ОНР.
Таким образом, планомерно, систематически и целенаправленно организовывая работу нам удалось сформировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику и жесты. Используя в своей работе театрализованные игры, мы справились с основными задачами нашей коррекционной работы.
После завершения работы было проведено повторное диагностическое обследование (Приложение 4). По результатам проведенного повторного диагностического обследования можно сказать следующее:
1. у дошкольников с ОНР сформированы навыки общения в различных жизненных ситуациях;
2. сформированы навыки практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами);
3. у детей выработаны социально-эмоциональные навыки, способствующие наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе;
4. развито чувство понимания себя и других людей, потребности в общении.








Заключение

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением.
В российской психологии общение рассматривается в качестве одного из ведущих факторов становления дошкольника, важного критерия формирования и развития его личности, ведущего вида деятельности человека, сконцентрированного на самопознание и оценку себя при помощи взаимодействия с окружающими людьми (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие).
В.А. Сухомлинский сказал о том, что «ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста».
Следовательно, коммуникативные навыки – это те, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. А специально организованный процесс формирования навыков общения у детей с ОНР – обязателен, без него невозможна адекватная социализация ребенка в обществе.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Она учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
В заключении отметим, что в целом поставленные нами цель и задачи выполнены, полученные диагностические данные убеждают в том, что одним из самых эффективных методов развития коммуникативных навыков у детей с ОНР являются театрализованные игры.

Список литературы:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера
2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам - М.: Просвещение, 1969.
8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
9. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
10. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.
13. Источник: Библиофонд
14. Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2000. - 169 с.
15. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005.- 194 с.
16. Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
17. Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М., 2000. – 150с.
18. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
19. Эльконин, Д. Б. Развитие речи и обучение чтению [Текст] / Д. Б. Эльконин — М., 1989.- 239 с.
 




Карта сайта
nach oben