Консультация для воспитателей «Художественная литература- источник развитие связной речи ребенка»

20.6.22 09:42 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 32
Логопедия Койлыбаева Альмира Алимусалимовна

Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух её форм: диалогической и монологической речи. Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей является художественная литература. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, знакомят его с окружающей действительностью, раскрывают перед ним мир человеческих чувств.
В процессе слушания литературных произведений у детей дошкольного возраста наблюдается особый интерес к их звучанию. Пo утверждению К. И. Чуковского, маленьких детей тянет к ритмическому звучанию стихов, сказок, бодрому скандированию считалок и закличек. Постигая образный язык произведений, созданных «как народом, так и литературой», ребенок одновременно овладевает образностью и красотой родной речи.
Восприятие произведений литературного искусства сопровождается речевой деятельностью, которая имеет ярко очерченную художественную направленность. Для ее определения педагогами, исследователями детской речи Л. Я. Панкратовой и А. Е. Шибицкой был предложен термин художественно-речевая деятельность.
В качестве основных компонентов художественно-речевой деятельности выделяют: восприятие художественного произведения, его элементарный анализ, воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество, которое связано с придумыванием сказок, рассказов, загадок, рифмованных строк и др.
Общей задачей художественно-речевой деятельности в учреждении дошкольного образования является возможность через литературное произведение открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать у него интерес и любовь к книге.
Приобщение детей к художественной литературе развивает у них умение слушать и понимать произведение, эмоционально откликаться на отражаемые автором события, содействовать и сопереживать героям, сочувствовать им.
Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, можно определить основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми;
• работа с родителями;
• создание предметно-развивающей среды.
Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть, т. е. дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя, т. е. свободная передача текста.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
4. Заучивание наизусть.
5. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:
• чтение, рассказывание с игрушками;
• настольный, пальчиковый театр;
• кукольный и теневой, фланелеграф;
• использование ИКТ-технологий.
Специально организованная совместная художественно-речевая деятельность педагога и детей предполагает организацию таких форм работы, как занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы и фольклора, литературные утренники.
Наряду с этими формами педагог организует в повседневной жизни ситуации общения, которые включают: содержательное общение на темы художественных произведений; рассматривание иллюстраций и репродукций; прослушивание лучших образцов словесного искусства в грамзаписи, просмотр литературных передач по телевидению, проведение литературных викторин.
Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в основном направлена на развитие их творческих способностей. Здесь определяющими формами работы являются: театр кукол, театр теней, разные виды настольного театра, игра-драматизация, самостоятельное составление интересных книг, рисование альбомов в соответствии с содержанием художественного произведения и др.
Для овладения детьми искусством восприятия литературных произведений и более глубокого постижения их содержания существует целый ряд способов взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при этом обязательно учитывается возраст детей, их жизненный опыт, жанр произведения. К ним относятся:
• способ первоначальной ориентировки в эмоционально-образном содержании литературного произведения;
• способ целостного и дифференцированного подхода к произведению;
• способ самостоятельного поиска приемов его четкого исполнения;
• способ творческих отношений к литературным явлениям.
Первоначальная ориентировка детей в художественном произведении начинается с подготовки дошкольников к более осознанному восприятию словесного искусства и решается с помощью таких методов, как вводная беседа, создание игровых ситуаций, наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности, использование наглядности. Выбор методов и приемов подготовки детей к восприятию художественного произведения зависит от наличия у них определенного опыта, уровня их литературной подготовки, характера художественного произведения.
Ориентировка детей в художественном содержании произведений обеспечивается их четким прочтением или повествованием педагога. Повествование сказки может вообще носить свободный характер, но оно не исключает хорошего знания наизусть и обязательного использования типичных сказочных формул и оборотов: зачина, повторов, концовки.
Совместную художественно-речевую деятельность педагога и детей необходимо организовать так, чтобы восприятие художественного произведения происходило в единстве его содержания и художественной формы. При этом дошкольники овладевают навыками и умениями элементарного эмоционально-образного анализа произведения, выражают свое эстетическое отношение к нему, определяют главных героев, характеризуют литературного героя и мотивируют к нему свое отношение, замечают образные средства языка.
Активному восприятию детьми художественного произведения способствуют такие методы, как беседа после чтения, повторное чтение, моделирование и др.
С целью активизации детей в процессе художественно-речевой деятельности используются приемы, которые органично объединяются с беседой. Среди них выделяется так называемый мнимый диалог детей с литературным героем. Детям предлагают обратиться к герою с вопросами, при этом хотелось бы, чтобы дошкольник сам сформулировал вопросы и дал ответ на них от имени героя.
Для более точного освоения этического и эстетического содержания литературного произведения педагог предлагает воспитанникам его повторное чтение. При этом необходимо помнить, что большие по размеру художественные произведения лучше воссоздавать не полностью, а останавливаясь только на основных эпизодах.
Кроме того, во всех возрастных группах в сочетании с беседой после прочтения произведения используются элементы драматизации. Особую значимость этот прием приобретает при ознакомлении со сказкой. С целью более глубокого понимания и осмысления содержания художественного произведения, особенно сказки, во всех возрастных группах можно использовать моделирование. Отражение главных компонентов произведения в моделях-схемах способствует формированию у детей способности к восстановлению последовательности развития сюжета в различных формах работы с текстом: чтение, изложение, сочинение рассказов и др.
Пересказывать литературные произведения дети могут полностью, по частям, от имени одного из персонажей, совместно с педагогом, совместно с другими детьми, самостоятельно. Пересказывая литературное произведение, они передают логику событий, используя композиционные средства художественной выразительности, интонационно выражают свое отношение к главным героям, применяют типичные сказочные выражения, пословицы и поговорки.
Значительное влияние на самостоятельный поиск дошкольниками художественных средств выразительности исполнения литературного произведения оказывает словесное рисование. Оно помогает детям лучше представить образы героев произведения или место действия, передать не красками, а словами их черты, внешний вид.
Прием словесной игры помогает дошкольникам войти в образ, в те обстоятельства, где происходят события. С его помощью дети выражают свои представления о том, что они увидели, почувствовали, пережили.
Детям старшего дошкольного возраста доступен и такой прием, как психологический анализ особенностей характера литературного героя. С восторгом они определяют в тексте определенные черты его характера. Педагог помогает им представлять то, о чем рассказывается в произведении, рассказывать текст эмоционально, сочинять сказки, рассказы, использовать в своей речи меткие выражения и образные слова.
Имитация чаще всего используется в процессе игр-драматизаций по содержанию литературных произведений. Ребенок в ходе игры повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.
Занятия по ознакомлению с художественной литературой начинаются со вступительной части, цель которой — подготовить детей к восприятию произведения. Для этого используются показ обложки, картинки; напоминание аналогичного сюжета; краткая вступительная беседа; использование малых жанров фольклора; припоминание знакомых произведений конкретного автора подобного жанра; показ предметной наглядности; элементы инсценирования, создания игровой ситуации; постановка проблемного вопроса; объяснение непонятных слов и др.
В основную часть занятия входят само чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию литературного произведения, рассматривание иллюстраций, упражнения в образной речи.
Главной целью заключительной части занятий является возвращение непосредственно к тексту. Желательно, чтобы в памяти ребенка осталось само художественное произведение. Поэтому заканчивать занятия желательно повторным чтением всего произведения (если оно небольшого объема) или наиболее понравившихся детям эпизодов.
Занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы имеют несколько вариантов. Наиболее традиционное — это ознакомление ребенка с одним литературным произведением. Одним из вариантов проведения занятий является объединение произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему. На этих занятиях дети имеют возможность объединить и сравнить новые картины и образы с уже известными, осмысленными ранее.
Используется и другое сочетание, которое предусматривает объединение на занятиях единой темой произведений различных жанров: рассказа, стихотворения, басни и т. д.
Наибольший интерес вызывает у детей объединение на одних занятиях произведений с противоположными сюжетами. Сочетание произведений, в которых отражены контрастные характеры или поступки, помогает детям лучше понять их положительную или отрицательную направленность.
С воспитанниками любого возраста можно проводить занятия с детской книгой. Для этого необходимо, чтобы у каждого ребенка была собственная книга. Дети находят на ней обложку, показывают страницы, называют автора, название книги.
Интересной формой ознакомления детей с литературным искусством является проведение книжкиной недели, которая превращается в настоящий праздник поэзии и прозы для детей.
Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями способствует развитию у них эстетического восприятия текста, чувства гармонии, красоты, воспитанию художественного вкуса, способности эмоционально откликаться на образную речь.
Одним из средств активного восприятия и усвоения литературного произведения является иллюстрация. Ребенок еще не умеет читать и его первое знакомство с книгой происходит при помощи иллюстраций. Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. Рассматривание иллюстраций под руководством взрослых способствует эстетическому восприятию и лучшему осознанию текста литературного произведения. Для маленьких детей все содержание книги часто заключается в иллюстрациях (это так называемые книжки-картинки, где основное место отводится яркому изображению и значительно меньшее — небольшому стихотворному тексту.
В среднем дошкольном возрасте для активизации восприятия детьми иллюстраций особую значимость приобретают вопросы педагога, которые направляют внимание дошкольников на определение изобразительных средств выразительности. Здесь, в первую очередь, педагог обращает внимание детей на характеристику персонажей, их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур. При рассматривании иллюстраций очень важно умело сочетать вопросы с пояснениями и обобщениями педагога.
С детьми старшего возраста можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, которые написаны разными художниками или выполнены различными полиграфическими способами.
При рассматривании иллюстраций внимание дошкольников обращается на их связь с жанром произведения. Художественная литература активно включается в ведущий вид деятельности детей — игру, в данном случае игру-драматизацию. Драматизация — это разыгрывание в ролях художественного литературного произведения, передача характерных черт его героев.
Для развития у детей творческих способностей можно предложить им следующие задания: произнести с разной интонацией небольшую фразу или художественный текст (грустно, радостно, удивленно); сказать небольшую фразу с разной силой голоса; прочитать стихотворные строки определенным тоном и заданной тембровой окраской и др.
У детей всех возрастов развитие творческих способностей происходит на специальных занятиях по художественно-речевой деятельности. Игры-драматизации проводятся во время самостоятельной художественно-речевой деятельности детей, обычно во второй половине дня. Дети старшего возраста могут драматизировать произведения как для себя, так и для маленьких зрителей, для своих родителей. К игре-драматизации необходимо подготовить вместе с детьми атрибуты, элементы костюмов. Игру-драматизацию можно проводить два-три раза, каждый раз с новым составом участников. В младших группах педагог сам распределяет роли между детьми. Распределение ролей в старших группах проходит коллективно. Педагог руководит игрой, напоминает и уточняет содержание художественного произведения, следит за точностью образов. Он может взять какую-нибудь роль и себе.
В каждой возрастной группе организуется центр речевой активности.
Желательно, чтобы это место стало для дошкольников самым интересным и уютным. Основное место в центре речевой активности занимает книжный уголок. Желательно разместить и оборудовать книжный уголок в хорошо освещенном месте групповой комнаты. Книги в нем могут находиться на специальных книжных полках или в шкафу. Здесь можно поинтересоваться и детскими журналами, иллюстрациями художников к литературным произведениям. В книжном уголке можно поместить картины или репродукции к любимому художественному произведению, портрет писателя, которого дети хорошо знают. Вместе с тем книжный уголок становится местом для размещения различных тематических выставок. Организация книжного уголка в каждой группе имеет свои особенности. В младшей группе выставляют хорошо знакомые иллюстрированные художественные произведения, книжки-ширмы, книжки-картинки, наборы предметных картинок. Для детей пятого года жизни, кроме книг, на полках выставляют альбомы с иллюстрациями, фотографиями. Дети могут готовить такие альбомы вместе с педагогом или самостоятельно. В книжном уголке для старших дошкольников количество книг увеличивается. Начиная со старшего дошкольного возраста, вводят дежурства детей по книжному уголку. В обязанности дежурных входит работа по наведению и поддержанию порядка. По желанию детей дежурные выдают книги из книжного шкафа. Если это необходимо, дошкольники занимаются ремонтом книг, их обновлением. Кроме того, в центре речевой активности в групповой комнате необходимо определить пространство, где можно было бы поиграть в различные литературные игры, литературные викторины, осуществить презентации-показы новой книги, сюжетно-дидактические игры по мотивам детской поэзии и прозы, сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжная лавка», «Театр», «Концерт», режиссерские игры по мотивам литературных произведений и т. д.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. У детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
 




Карта сайта
nach oben