Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»

30.5.22 16:11 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 83
Логопедия Виноградная Анна Викторовна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

У ребенка формирование речи протекает под влиянием речи взрослого и зависит от степени речевой практики, окружения ребенка и от воспитания и обучения. Речь ребенка формируется в процессе его умственного и физического развития, она не является врожденной способностью и выступает критерием его общего развития.
В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов, ребенок учится говорить предложениями и осваивает многие сложные грамматические структуры. Таким образом, развитие речи является центральной задачей воспитания детей. В основе системы речевой работы должен лежать комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе – развитие речи.
Деятельность, направленная на формирование выразительности речи должна проходить через всю жизнь ребенка в дошкольной организации, должна быть включена в режимные моменты, в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность. Для организации такой работы, нужно создавать условия, в которых ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Арушанова А.Г. выделяет среди дошкольников несколько групп:
• дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
• дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
• дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие их в дальнейшем;
• дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Отсюда можно выделить основные задачи по формированию интонационной выразительности:
• формировать представления об интонационной выразительности в импрессивной речи;
• учить модулировать голос по высоте, силе и тембру;
• учить выражать эмоциональные оттенки речи при помощи голоса;
• развивать способность к саморегуляции, умению выполнять деятельность в соответствии с инструкцией;
• развивать способности понимать свои эмоции и чувства и передавать их с помощью мимических и интонационных средств.
Для решения задач развития выразительности речи в детском саду используются следующие виды работы:
• Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).
• Упражнения для эмоционального развития детей.
• Логоритмические упражнения.
• Упражнения на развитие выразительности, мимики, жестов, пантомимы.
• Речевые игры.
• Игры – драматизации.
• Инсценировки.
Привычку использовать выразительность речи в повседневной жизни можно сформировать только при помощи привлечения ребенка с самого детства к выступлениям перед публикой. В этом огромную помощь мне оказывают театрализованные занятия.
Содержание театрализованных занятий в себя включает:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры–драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• логоритмические упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
• упражнения по социально–эмоциональному развитию детей.
Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой - использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему обьективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.
Особенности выразительности речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и речевой культуры.
Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.
К вербальным средставам выразительности относятся:
1) звуковая выразительность, подразумевающая:
- четкую артикуляцию звуков;
- звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);
- интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции;
2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправленности, среди которых:
- эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезисы, фразеологизмов;
- изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.)
- функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;
3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.)
К невербальным средствам выразительности относятся жесты, поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне и обеспечивают точность интерпритации вербального сообщения.
Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.
Выразительность в речи ребенка будет появляться только тогда, когда у него возникнет желание передать при помощи речи не только информацию, а еще и эмоции и чувства. Как раз в этом и может помочь театрализованная деятельность. Именно данный вид деятельности может научить ребенка разговаривать вдумчиво, медленно, делать паузы, останавливаться в конце фраз. Кроме этого театрализованная деятельность способствует снятию внутренней напряженность, мышечной зажатости, учит владению своим телом, жестами, голосом.
Например, управляя куклой – бибабо, говоря за нее, ребенок по–иному начинает относиться к собственной речи. Ребенку кажется, что игрушка подчиняется ему, однако в это же время она заставляет ребенка действовать и говорить определенным заданным образом. Участие в этюдах и сценках дает ребенку возможность сменить образ, разговаривать выразительно, раскованно, свободно.
Постановка любой инсценировки требует предварительной работа, в процессе которой разбираются характерные черты персонажей, особенности их поведения, жестов, мимики, походки.
Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.

Для изучения особенностей сформированности выразительности речи используется методика Арушановой А.Г. «Исследование выразительности речи».
В основу данной методики заложено несколько тестовых заданий, определяющих уровень сформированности характеристик выразительности речи. Характеристиками речи по данной методике являются:
• ритмические характеристики речи
• темп речи
• одновременная реализация движений и речи
• воспроизведение ритмических рисунков
• мелодико–интонационные характеристики речи
• логическое ударение.
По ходу обследования ведется протокол, в котором фиксируется бальная оценка за выполнение задания. Данная методика имеет четкую систему бальных оценок, что облегчает возможность обобщения полученных данных.
Оценка результатов. Баллы начисляются за каждое задание. За каждое из заданий максимально можно получить от 4 до 0 баллов. Уровень сформированности выразительности речи определяется на основе суммирования баллов, полученных за каждое из тестовых заданий:
• высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 7–12 баллов
• средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 4–6 баллов
• низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0–3 балла

2
Консультация для педагогов
«Развитие выразительности речи дошкольников»

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной речи у малышей к интонационной речи у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Произносительная сторона речи активно формируется в форме занятий и в ежедневном общении. Педагог, упражняя детей должен четко произносить слова, в передаче правильной интонации, обучает их громкому говорению, не торопясь, развивая, тем самым, у них фонематический и речевой слух.
Работа по развитию выразительности речи проводится в два этапа:
 формирование навыков восприятия интонации
 формирование навыков ее использования в собственной речи.
Диагностические исследования уровня сформированности выразительности речи показывают, что часто речь детей монотонна и невыразительна, что в свою очередь вызывает затруднения при выступлениях на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх–драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
В это же время у детей отмечаются различные несовершенства дыхания: ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто дети не договаривали слова и нередко в конце фразы произносили их шепотом.
Поэтому, сначала необходимо научить детей дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью используются следующие упражнения, которые подготавливают детей к правильному речевому дыханию:
• Игровое упражнение «Ныряльщики» – вдох ртом, выдох носом
• Игровое упражнение «Больной тяжело дышит» – вдох ртом, выдох ртом
• Игровое упражнение «Кто лучше надует игрушку» – вдох носом, выдох ртом
• Игровое упражнение «Доктор слушает больного» – вдох носом, выдох носом
Для развития физиологического речевого дыхания используются такие игры как:
«Цветочный магазин». Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого–то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок. Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка – расширена (не поднята). Плечи – «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.
«Соревнование лыжников». Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет по столу.
«Дровосек». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.
«Произнеси чистоговорки». Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».
После того, как дыхательные упражнения освоены, проводится работа по формированию навыков восприятия интонационных компонентов речи: мелодики, темпа, ритма, тембра, логического ударения.
Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) мы использовали такой прием, как «Рассказ неправильной истории»:
«Вчера я ходила в магазин. Там купила батон, муку и булочку. Это овощи». (На это утверждение, педагог понижает тон голоса). Далее педагог выдерживает паузу и спрашивает у детей: «Почему вы мне не отвечаете?». Необходимо простимулировать детей на ответ: «Вы нас не спрашивали!».
Хорошо, тогда я расскажу вам историю дальше. Потом я зашла в другой магазин и купила там капусту, морковь и картофель. Это овощи? Да, конечно!
А как вы догадались, что в первый раз я вам не задавала вопроса, а сейчас задала?».
В процессе рассказа таких историй дети поначалу могут и не давать правильных ответов, однако они могут отметить, что у педагога меняется тон голоса, когда он спрашивает или просто рассказывает. В этот момент, педагогу важно обратить внимание детей на тот факт, что тон человеческого голоса может меняться – «подниматься и спускаться с горки», «повышаться или понижаться». Для наглядного объяснения используется наглядный материал: карточки, на которых повышение голоса было обозначено стрелкой, направленной вверх, а понижение голоса – стрелкой, направленной вниз.
Еще одним приемом, который используется на данном этапе, это прием «Дирижирование». Суть приема заключается в том, что во время рассказа изменение высоты голоса сначала педагог, а затем и сами дети сопровождают плавными движениями руки вверх или вниз.
Темп. В процессе работы над восприятием темпа речи используются разные образцы рассказа текста: «быстро» и «медленно», после овладения ими демонстрируется образец умеренного темпа. При объяснении используется наглядный материал – карточки с символами, например: «Черепаха», «Ракета». В качестве речевого материала на данном этапе используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.
В самом начале тренировок необходимо сформировать умение детей подчинять скорость своих движений темпу речевого образца. Для этого детям предлагается прохлопать, пропрыгать, промахать темп, заданный педагогом при чтении текста. При этом дети должны четко следить за темпом речи педагога – если он замедляется, то и они должны замедлиться и наоборот. Использутся такие речевые игры, как «Барабанщик», «Карусели», «Курочка и цыплята».
Ритм. Для того чтобы научить детей чувствовать ритмический рисунок речи, детям предлагается прохлопывать в ладоши сначала серии слогов, затем короткие простые стихи, например – слоги «Да–да–Да–да; ма–Ма–ма–Ма; Ра–ра–ра–Ра–ра–ра». Педагог может задавать ритм хлопками в ладоши, ударом в барабан.
Тембр. Обучение детей восприятию тембра голоса начинается с ознакомления детей с таким разными по типу окрасками голоса, как радостный и грустный. Это связано с тем, что именно окраски голоса наиболее четко различаются в речи. После того как дети, усвоят разницу между этими двумя окрасками, можно вводить более сложные по тембру эмоциональные голосовые проявления: гнев, удивление, испуг и др. В качестве наглядности используются карточки-символы с изображением эмоций. В качестве речевого материала - короткие фразы и небольшие тексты, с ярко выраженной эмоциональной окраской.
На данном этапе так же используются «Проблемные рассказы», с доступным для дошкольников сюжетом. При этом после рассказа, дети должны выбрать ту карточку, эмоциональный тон которой был в рассказе.
Логическое ударение. Прежде, чем начать работать над логическим ударением, необходимо доступно объяснить детям суть данного понятия. Рассказать детям, что слова, которые наиболее важны, обычно выделяются голосом – произносят громче или медленнее, чем остальные слова в предложении.
При восприятии на слух слов, на которые падает логическое ударение, важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и провести анализ и оценку фразы или текста.
Например, такое упражнение – педагог произносит фразу «Свиристели клюют ягоды» и организует ее анализ:
- Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно свиристели, а не другие птицы клюют рябину.
- Послушайте, как я скажу теперь: «Свиристели клюют ягоды».
- Что я уточнила о свиристелях? (Что они клюют, а не сидят или летают.)
- Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.)
- Да, а еще его можно сказать тихо и растянуто.
- Послушайте еще раз: «Свиристели клюют ягоды». Что я теперь уточнила о свиристелях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.)
- Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.)
А как еще можно выделить? (Произнести его громко.)
- Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть свиристелей.
В процессе выполнения упражнений для ознакомления с логическим ударением детям даются такие задания как:
 прослушать речевой материал и назвать слово, на которое падает логическое ударение, объяснить, почему это слово выделено;
 при повторном воспроизведении речевого материала, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это слово выделено;
 после прослушивания текста, выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово, на которое падает логическое ударение и объяснить, почему это слово выделено.
Если дети затрудняются в процессе выполнения упражнений, то можно помогать им на первых порах, задавая наводящие вопросы, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.
После формирования навыков восприятия интонационных компонентов речи можно переходить ко второму этапу развития выразительности речи – формирование навыков использования интонации в активной речи.
Для развития выразительной речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Поэтому на данном этапе можно использовать занятия по театрализованной деятельности.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разными выразительными средствами в их сочетании: речь, напев, мимика, пантомимика, движения.
В процессе занятий для развития выразительности речи используются следующие виды театральной деятельности:
• артикуляционная гимнастика;
• упражнения для эмоционального развития детей;
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• игры–драматизации.
Итоговым этапом работы над выразительностью речи средствами театрализованной деятельности является постановка различных видов спектаклей. Используется такая форма работы как игры с кукольным театром (короткие инсценировки по русским народным сказкам, либо историй, придуманных детьми). В процессе формирующей работы используются следующие виды работы с кукольным театром:
• Игры с куклами марионетками.
• Инсценировки, с использованием плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью папочки, закрепленной в их нижней части.
• Обыгрывание различных этюдов. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Герои обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение, можно менять героя, даже присваивая ему имя играющего ребенка.
• Постановка небольших спектаклей.
Например, на данном этапе можно использовать такие этюды, как:
 «Новая кукла» - выражение радости. Девочке подарили новую куклу. Она обрадовалась, кружится, играет с куклой.
 «Баба–Яга» - выражение гнева. Баба–Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба–Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
 «Фокус» - выражение удивления. Фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Мальчик, увидев это очень удивился.
 «Золушка» - выражение печали. Золушка возвращалась с бала и потеряла свою туфельку. Она очень печальна, ведь она больше никогда не увидит принца, к тому же она осталась без туфельки.
 «Один дома» - выражение страха. Мама – ежиха ушла добывать еду, ежонок остался один в норке. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Ежонку страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
В качестве итога работы, в конце формирующей работы можно поставить спектакль с детьми.
При постановке спектаклей необходимо обратить внимание на то, что работа по постановке спектакля проходит в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с содержанием спектакля, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.
Методика работы над ролью.
Вначале педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
Затем анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей
Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?) По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений.
Работая над текстом, важно обращать внимание детей на особенности героев, их чувства: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, ребенок должен получить награду.
При построении работы по развитию выразительности речи в детском саду необходимо учитывать следующие рекомендации:
Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
Родителям так же необходимо работать дома над формированием выразительности речи, следуя данным воспитателем рекомендациям. Для развития выразительности речи можно использовать театрализованные игры и логоритмические упражнения. Проводить работу по формированию мелкой моторики, формировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать чувство и восприятие ритма.
Научить детей выражать эмоции при помощи мимики, для этого можно использовать: «Удивилки» – поднять брови; «Поразилки» – поднять брови, открыть рот; «Улыбалки», «Хмурилки» – нахмурить брови; «Сердилки» – нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» – нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п.
Проводить логоритмические минутки. Например, зарядка: А – руки в стороны вверх. О – руки соединить. И – руки развести в стороны. У – руки вперед, назад, вместе.
Научить детей повышать и понижать голос. Например, упражнение «Укачивание» (имитация укачивания куклы): А – А – А – А.
Для развития интонации и выразительности в экспрессивной речи использовать упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса. Например, повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.
Итогом всех приобретенных навыков является разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, насыщенных эмоциями, и инсценировка сказок и рассказов. Театрализованная деятельность может помочь решить многие проблемы при работе над задачей по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

3.

Методические рекомендации
«Как научить ребёнка читать стихи выразительно».
Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Что такое выразительное чтение?
Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации. Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.
1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.
1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
4) Стихотворение должно соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Например, озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стихи, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию .
5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий).
Нужно читать детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки), а также произведения мастеров художественного слова.
2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать выразительно. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.
3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте.
При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов
4. Определить настроение стихотворения.
Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым. Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.
5. Расставить логическое ударение.
Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении. Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:
-прочитать его громче, чем другие
- после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.
6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.
Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит:
- от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные),
- от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).
Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.
Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки. Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.
Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученное стихотворение. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.
Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.
«Киска» И. Жуков
- Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить. (обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает (озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
 




Карта сайта
nach oben