Консультация для воспитателей и мастер - класс «Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы»

31.5.22 07:43 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 71
Логопедия Козак Ольга Анатольевна

«Методика и приёмы обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста с Общим Недоразвитием Речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности всех сторон речей - лексической, грамматической и фонетической. Эти дети составляют основную группу по неуспеваемости, особенно при связной речи. Основная причина - недостатки в развитии звуковой и смысловой сторон речи.

Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.
Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка лексики, синтаксиса, образных средств. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образное описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обострят интерес к языку.
Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
• доступное, понятное детям содержание, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении ;
• разнообразие жанров;
• четкая композиция;
• простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
• небольшой объем;
• произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.
• полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
• последовательность и связность пересказа.
• использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
• плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
• выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина. Для пересказа могут быть также рекомендованы следующие произведения - русские народные сказки «Репка», «Лиса и рак», «Козлятки и волк», рассказы «Гуси», «Бишка» Ушинского, «Котенок», «Пришла весна, потекла вода…» Л.Толстого, «Праздник», «Курочка» Я. Тайца, «Вот так дежурный» Н.Калининой.


Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1.
Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

выяснить знания детей по теме произведения;

обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2.
Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

выделение из текста фраз к каждой картинке;

придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).

Список литературы:
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.
4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.

Памятка «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

Значение пересказа в формировании монологической речи.
1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
3. Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
4. Понимание сюжетной линии рассказа.
5. Развитие планирующей функции речи.
6. Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).
7. Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
8. Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
9. Воспитание в ребенке положительные качества личности.

3 – 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет
6 – 7 лет

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

Задачи подготовительного этапа:

Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке).

Учить называть и сочувствовать героям произведения.

Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя.
Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Организуются специальные занятия по обучению пересказу.
Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.
Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Требования к литературному тексту для пересказа:
• доступное, понятное детям содержание, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении ;
• разнообразие жанров;
• четкая композиция;
• простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
• небольшой объем;
• произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.
• полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
• последовательность и связность пересказа.
• использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
• плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
• выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Типовая структура занятия по пересказу
1. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
• определение сюжетной линии (основной прием: вопрос – ответ);
• определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)
4. Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек).
7. Анализ пересказов детей.

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА
1.Подробный, или близкий к тексту;
2.Краткий или сжатый;
3.Выборочный;
4.С перестройкой текста;
5.С творческими дополнениями.
Выборочный пересказ - вид устного пересказа как прием развития речи. В пересказе воспроизводят какую-то одну из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например пересказ всего, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всего, что характеризует картины природы в тексте. Выборочный пересказ может быть связан с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя, с желанием самого учащегося.
Краткий пересказ - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный, сжатый текст.
Подробный пересказ - вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки; задача подробного пересказа - не только передать образец по содержанию, но и сохранить, по возможности, композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.
Творческий пересказ - вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.
В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других, и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоение логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:
1.«Расскажи самому себе».
Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).
Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех четырех уровнях. Ребенку приходится распределять внимание в двух направлениях: наблюдать за реакцией слушающего и осуществлять конструирование предложения во внутренней речи. Ничто не мешает ребенку полноценно мыслить в условиях зоны актуального речевого развития.
2.Пересказ в диалогических парах.
Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.
3.Пересказ по кругу.
Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.
4.Пересказ группе детей.
Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированости рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой стих. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Начиная со средней группы, в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.
Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали художественный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.
Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Тексты подбирают доступны маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.
Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнение; желательно так же наличие не сложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связанной речи детей и совершенствование коммуникативных способностей.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Начиная с раннего возраста, детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведение художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.
Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявление активности и самостоятельности. Необходимо учитывать и особенности детского восприятия литературно художественного произведения, а так же особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, уровень развития внимания и т.д.
На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих - новые только что прослушанные тексты. В этом случае ознакомление с произведением сближается во времени с пересказом. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи, с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее.
Для того чтобы подготовить детей к пересказу, воспитатель читает текст, затем беседует с ними о прочитанном, показывает иллюстрации, дает указания. Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями он стремиться сосредоточить внимание на каждой части повествования, подчеркнуть ее связь с другими частями. Педагог добивается того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев.
Поскольку речевая практика дошкольников на занятиях по пересказу строится в основном на языковом материале прочитанного произведения, воспитатель различными приемами привлекает внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам - обозначениям, ритмическим особенностям текста и т.д. Учитывая что дети при пересказе пользуются простыми грамматическими конструкциями, педагог побуждает их повторять за ним то или иное сложное предложение, т.е. побуждает следовать языковому образцу.
Ставя задачу пересказать для слушателей рассказ или сказку, педагог помогает детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества. Дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи и т.д. Они приобретают первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.
На занятиях по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: обеспечивающие осмысленно-эмоциональное восприятие детьми литературного материала; обеспечивающие педагогическое руководство самим процессом пересказывания и, обеспечивающие анализ и оценку речевой деятельности детей; выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседы о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качество выполнения задания, оценка и т.д.
Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов, сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное заинтересованное отношение.
Конкретные задачи обучения определены программой воспитания в детском саду. В соответствии с программными требованиями в группах систематически приводятся занятия по пересказыванию, содержание которых неразрывно связанно со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом картин и др.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению пересказа. Обучая ребенка пересказу, т.е. самостоятельному, связному и последовательному изложению текста ребенок учится правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука - слово-произношения. Иными словами совершенствуются все стороны речи ребенка - лексическая грамматическая и фонетическая.
 




Карта сайта
nach oben