Формирование связной речи в младшей группе посредством театрализованной игры

24.3.22 05:11 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 193
Логопедия Мария Сергеевна Киселёва

Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств – это мимика, жесты и интонация.
Ушинский К.Д. пишет: «Родное слово объясняет ребёнку природу, как не смог бы объяснить её на свете ни один естествоиспытатель, оно знакомит с характером окружающих их людей, обществом среди которых он живёт».

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка пяти-шести лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, логико-смысловая организация. Потому, как ребёнок строит своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Наиболее сенситивным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Что же следует сделать, для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Что же следует сделать, для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответ на этот актуальный вопрос я постаралась найти, планируя свою педагогическую деятельность с опорой на современные развивающие игровые технологии и поиск наиболее эффективных средств и приемов развития речи у младших дошкольников. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в ней происходит всестороннее развитие дошкольников. В процессе речевого развития дошкольника ведущую роль занимает режиссерская игра:
помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
пробуждает интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
совершенствует артикуляционный аппарат;
способствует формированию диалогической, эмоционально насыщенной речи;
облегчает усвоение содержания произведения, понять логику и последовательность событий;
способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
позволяет формировать опыт социального поведения;
стимулирует активную речь.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В младшей группе детского сада занятия по театрализации организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Ступени:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей
(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши.»).
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка.», «Тили-бом»).
В детском саду театрализованная игра способна организационно протекать через все режимные моменты: включая занятия, гигиенические процедуры, совместную деятельность взрослого и ребенка, кроме того она может осуществляться и в самостоятельной деятельности детей. Результатами театрализованной игры станут: инсценировки, драматизации, творческие вечера для родителей, спектакли, концерты. Театрализованное искусство близко и знакомо детям, и даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в процесс, если он связан с игрой. Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции
«артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).
Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.
Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей сформировались навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что использование театрально-игровой деятельности с детьми способствует развитию звуковой культуры речи, грамматического строя родного языка, детского словаря, а также диалога как формы социализированной (коммуникативной) речи. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
 




Карта сайта
nach oben