Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность

26.6.21 13:13 | Раздел: Родителям | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 91
Родителям Ткаченко Елена Николаевна

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы сказки и потешки из уст своих родителей. Поэтому одним из направлений в работе по развитию речи детей раннего возраста является формирование и развитие речи детей через театрализованную деятельность. Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, попевки, сказки. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

Малыши очень любят театрализованные представления. Ведь театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаю с раннего возраста.
Цель: формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Задачи:
-вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
-целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
-формировать потребности детей в театрализованной деятельности, способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, сюжетными игрушками, с целью ознакомления с ними.
В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности. Предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.
В период адаптации для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки «Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая». Постепенно дети включаются в игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Непоседа ветер, знает все на свете, как мяукает котенок?» - «Мяу-мяу-мяу!»
Первоначально формирую умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомлю детей с сюжетными игрушками, показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях) . При этом я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.) . Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь, и закрепляются игровые действия.
Далее знакомство детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Чуть позже показываю драматизацию сказок. На первых порах воспитатель является главным участником всех игр и представлений. Маленькие дети с увлеченностью перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развивать и обыграть сюжет не могут из-за отсутствия опыта. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому на начальном этапе учу детей выполнять игровые действия по образцу.
В подготовке к творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков или смелых мышек и перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Кошки и мышки»» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… »
И очень важно чтоб воспитатель был эмоционален, он показывает, насколько разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, позы, движения. В результате дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к театрализованной деятельности. И как правило дети проявляют не только двигательную активность, но и речевую.
Для проведение игр – театрализаций подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» «Три медведя»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках.
Самый простой, доступный и привлекательный для детского восприятия является театр картинок на фланелеграфе. Декорации, картинки, рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.
Можно использовать самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т. к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях
Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, взаимовыручки, отзывчивости, сострадания, находчивости, храбрости.
 




Карта сайта
nach oben