Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как средство преодоления речевых нарушений

17.5.21 05:50 | Раздел: Родителям | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 424
Родителям Сидорова Ольга Леонидовна

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры - драматизации;
- игры - представления (спектакли).
Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Мы поставили перед собой цель: создать систему педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность. Для повышения уровня речи детей, нами был организован кружок «Театральный калейдоскоп», разработан перспективный план кружка. Основные направления деятельности кружка: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом», к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли.
В своей работе, учитывая возрастные особенности и возможности детей, с целью развития речи, мы используем следующие методы, приемы и средства.
• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); Перед работой над дикцией мы делаем артикуляционную гимнастику. Гимнастика для губ - упр. «Волейбольная сетка», «Маятник», «Точилка», «Кто сильней». Гимнастика языка - упр. «Жало змеи», «Желобок», «Массаж языка». Упражнения для подвижной нижней челюсти. Затем идет работа над дыханием. Отработка дыхания в текстах, пословицах, поговорках, скороговорках, словах и других упражнениях. Упражнения: «Яблочко», «Земляника», «Волейбол», «Иголка», «Скакалка».
Упр. «Яблочко»: Ах, яблочко румяное, Тебя сейчас достану я, Висишь вот только высоко – Сорвать тебя не так легко. Раз! Не допрыгнул.… Два! Опять!.. Нет, должен я тебя сорвать! Три! Есть! Ага, в руке моей!.. Попробуем.… Тьфу! Нет кислей!
Дальше мы отрабатываем дикцию в скороговорках.
1. Пекарь Петр пек пироги. 2. От топота копыт пыль по полю летит. 3. Король – орел. 4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 5. Купи кипу пик. 6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. 7. Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали. 8. Проворонила ворона вороненка. 9. По Чите течет Четинка. 10. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала 11. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 14. Осип охрип. Архип осип. 15. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

• Задания для развития речевой интонационной выразительности;
• Игры-превращения, образные упражнения;
• Упражнения на развитие детской пластики;
• Ритмические минутки;
• Пальчиковый игротренинг;
• Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
• Театральные этюды;
• Коррекционно-развивающие игры;
• Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
• Просмотр кукольных спектаклей
• Прослушивание русских народных сказок в аудио записях, пересказ сказки
Ребята старшего дошкольного возраста уже более свободно ведут себя и активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Сначала мы читаем сказку, обсуждаем её сюжет, характеры и поступки героев, особо обращая внимание на выразительность речи, чтобы дети запомнили текст и поняли, как нужно изображать действующих лиц. Потом распределяются роли, назначаются исполнители персонажей, и ребята перевоплощаются в героев. Стараюсь, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Ребятам, предоставляя возможность самим распределять роли. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания.
Дети с помощью движений, мимики и жестов с увлечением рассказывают прочитанную сказку в виде театральной игры. Сказочное представление, в котором ребята принимают участие, помогает им выразить свои чувства, прививает умение общаться, стимулирует их умственную деятельность, развивает воображение. Подобное занятие обогащает речь детей, расширяя их словарный запас: они учатся произносить названия зверей и вступать в диалог друг с другом.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:
Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.
Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.
 




Карта сайта
nach oben