Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

25.11.20 12:37 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 185
Логопедия Марина Николаевна Резанова

Ребенок, рождаясь на свет, активно использует различные средства познания мира и налаживания контакта с людьми. Приходя в детский сад, каждый из детей имеет свой жизненный опыт и свой уровень речевого развития. Отлично, когда ребенок уже в три – четыре года может четко и грамотно излагать свои мысли, ярко и эмоционально рассказывать стихи и сочинять сказки. Но таких детей не так много, и развитие речи, это один из важнейших и ключевых компонентов в развитии ребенка, благодаря которому он взаимодействует с миром, располагает к себе людей и становится успешным в среде своих сверстников.


А развитие речевого творчества в дошкольном возрасте - это не просто построение детьми связных высказываний, длинных распространенных предложений. Это самостоятельная деятельность ребенка, строящаяся на всестороннем развитии речи, на нескольких китах, которые должны развиваться и работать в комплексе. А мы, педагоги, должны стараться максимально развивать все составные речевого творчества, чтобы максимально эффективно подготовить ребенка к переходу на следующую ступень обучения.
1. Структура компонентов техники сценической речи.
Итак, при формировании речевого творчества у детей существует некая преамбула из основных компонентов речевого развития, которые они должны освоить и преобразовать в навык. И, чтобы у ребенка речь была яркая, творческая, грамотная, эмоционально окрашенная, все эти компоненты должны быть сформированы одинаково грамотно и правильно. Как же максимально качественно развивать речь ребенка? А тем более речь творческую?
Разные педагоги по-своему ищут ответы на этот вопрос. А я попыталась найти ответ, приоткрыв театральный занавес и прикоснуться к технике сценической речи, потому что она благоприятно влияет на формирование произносительной стороны речи у ребенка, потому что, используя ее в работе, я увидела эффективность ее применения.
Это и развитие артикуляционной моторики, и правильного диафрагмального дыхания, и дикции, интонации, умения не только правильно использовать и передавать свои эмоции с помощью тела, мимики и жестов, но и понимать эти эмоции у других людей.
Итак, начнем с артикуляции. Развитие артикуляционной моторики происходит с помощью артикуляционной гимнастики, комплекс которой подбирается индивидуально в результате диагностики ребенка и проводится, не только для того, чтобы максимально качественно и быстро исправить коррекцию звукопроизношения, но и для нормализации тонуса, для растягивания подъязычной связки, для укрепления мышц ротовой полости. Мы с ребятами проводим ее в начале занятия, уделяя особое внимание ее качественному выполнению.
При формировании правильного дыхания необходимо помнить, что дыхание начинается у нас в животе и, положив руку на живот, выполняем различные дыхательные упражнения, направленные на развитие силы и долготы выдоха, правильного вдоха и глубокого выдоха. А также мы с ребятами проводим дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой, ее модифицированный вариант. Что в дальнейшем помогает нам формировать правильную голосоподачу и четкую разборчивую речь.
Для развития дикции, интонации есть ряд упражнений, направленных на формирование твердой атаки голоса. Ребята сами придумывают различные звукокомплексы, четко произнося которые, отрабатывают качество произношения. И еще в этом нам очень помогает логопедический тренажер «Дельфа», где эти звукокомплексы мы можем произносить в микрофон и в игровой форме учимся произносить их четко, отрывисто или же наоборот мягко и плавно в зависимости от поставленных задач и игровой ситуации, при этом, работая в команде, по подгруппам или индивидуально. В результате дети понимают, как управлять своим голосом для более выразительного и четкого произношения. А также ребята знакомятся с восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией. И обыгрывают различные ситуации и предложения в зависимости от предложенных карточек и темы недели.
И во время обыгрывания сказочных этюдов мы стараемся именно голосом и эмоциями передать характер героев. А также проработать работу с эмоциями можно с помощью «Ромашки» или набором карточек «Монстрики чувств». При работе с эмоциями особое внимание уделяю индивидуальным способностям каждого ребенка и готовлю разноуровневые задания. Кто-то сможет показать образ героя, его настроение, передать их через мимику и жесты, пропустив через себя. А кому-то из-за особенностей характера или уровня развития речи достаточно передать просто настроение по показу или передать образ героя.
А самое настоящее речевое творчество начинается с момента придумывания сказок в нашей театральной студии. Когда ребята хотят спасти Колобка и придумывают свое окончание сказки, отвечая на вопрос: Что должен придумать или сделать Колобок, чтобы лиса его не съела? Почему лиса не хочет есть Колобка? Или когда ребята самостоятельно с помощью Карт Проппа или речевых кубиков придумывают сюжет, а затем его обыгрывают! Вот тут-то и можно увидеть на практике, как развивается у детей самое настоящее речевое творчество! Когда они учатся показывать и передавать характер своих придуманных героев с помощью тела, жестов, с помощью мимики передают эмоции и настроение и в финале сказки выходят на поклон, довольные своей работой.
И, действительно, из этих компонентов и состоит грамотная, правильная, творческая речь! А в заключение я хотела бы сказать, что правильная и красивая речь – это не роскошь, а средство общения. Спасибо за внимание.

 




Карта сайта
nach oben