Развитие социальных навыков, выразительности речи и саморегуляции у дошкольников

28.3.20 06:30 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 252
Логопедия Мясникова Елена

Целевая группа: Дети 5 - 6 ти летнего возраста, среди которых половина с общим недоразвитием речи и более тяжелыми нарушениями.

Актуальность:
Примитивная, скудная речь детей, уже не особо тревожит взрослых, потому что больше волнуют дети с задержкой речи, с общим недоразвитием, которых у нас в группе больше половины, 54%. На фоне этого педагоги работают больше над произносительной стороной. И тогда встал вопрос, как и когда, не может же дошкольник сидеть сначала над произношением, склонением, употреблением предлогов, а потом ещё и над усвоением выразительности. Оказалось, всё просто - дети должны её слышать, получать свой жизненный опыт.



Вдохновением на организацию проекта послужила книга Ш . Амонашвили «Баллада о воспитании», а точнее, её Симфония 1. «Берегите мою Речь».
Автор пишет: «Обогащайте мою речь чувствами, развивайте во мне не просто речь, а доброречие, любовноречие, прекрасноречие, мудроречие. прекрасноречие». Пусть ваша речь, которой вы будете заполнять окружающее меня пространство, будет тоже доброй, мудрой, наполненной любовью друг к другу и заботой друг о друге».
Передо мной встала задача – заполнить детское пространство разной речью: образной, эмоциональной, чувственной и не только с моей стороны, но со стороны детей. Как? Разработать игры и упражнения с детьми, которые можно использовать в повседневной работе и на любую тему с обязательным учётом особенностей и интересов детей. Причём, большую часть в системе должны составить игры с элементами театрализовано-игровой деятельности, как средство развития выразительности речи детей.

Цель: Развить у детей собственную, переживательную, игрательную, дружительную и праздничную речь.

Задачи: Создать ведущие условия эффективного использования театрализовано-игровой деятельности, в том числе и для детской самостоятельной.
Вызвать потребность в игровом общении. Развивать творческие способности в процессе игрового общения.
Способствовать совершенствованию у воспитанников навыков социального поведения.

Поскольку «Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности» необходимо создание условий. Главным условием остаётся речь педагога, образцово показательная, где то, даже, переигранная, необычная, разная.
Большим подспорьем в работе будет служить оборудование, позволяющее воспроизводить видео и аудио файлы. Как не говори, от этого не уйдёшь. Фоновая музыка, короткий видеоролик, яркие живые картинки, презентации гораздо интереснее, эффективнее для восприятия, нежели просто картинки.
Поэтому нужно сделать подборку для прослушивания и просмотра коротких эпизодов литературных, театральных постановок, этюдов, пантомимики, коротких стихов.
Создать простые схемы, карточки с заданиями для детского самостоятельного словотворчества, диалогов и реплик в доступном для детей месте. И конечно, шляпы, как обязательный атрибут в игре, упражнении, драматизации. Не надо шить костюм, шапочки, маски, а всего лишь на время прикрепить к шляпе глаза муравья, гребешок петуха и т. д.
Легко и свободно, без строгих правил и навязчивости в играх приветствиях, в подвижных командных играх, импровизациях предлагается и приветствуется речевая активность, творчество детей. Надев шляпу, ребёнку легче перевоплотится, так сказать «надеть» образ, что бы запустить пламенную грозную, жалостную речь.
Короткие импровизации мимоходом, в игре: «Ну давай, убеди нас, в том что тебе страшно и ты просишь о помощи» - говорю я ребёнку в драматизации по сказке Кот и петух. И он добивается выражения, проговорив реплику несколько раз.
Дети заучивают короткие стихи по мнемотаблицам, схемам, например Б. Заходера «Кискино горе», запоминают их друг от друга и произносят с движениями, жестами. Подборку материалов педагог составляет с учётом особенностей и возможностей воспитанников. Сказки, мультфильмы с яркой образной речью, четверостишья всё это, причём, должно меняться от простого к сложному.
Если выстроить в ряд приёмы работы, то получится примерно следующее: приветствия в играх, игры – драматизации, этюды, словотворчество, заучивание стихов. Работа над выразительностью интонацией речи ведёт к пробуждению интереса. Высшей целью моего проекта считаю умение детей импровизировать по ролям, не только по произведениям, но и придуманным собственным историям.
Начинали мы с приветствия в шляпе, как начало игры, затем рассказывали о себе, о прочитанном произведении в роли рассказчика. Удавалось конечно, далеко не всем. Но, надев шляпу, дети говорят теперь уже все. 20% детей не стесняются, окрашивая, интонациями, мимикой своей речи, даже если неправильно произносят звуки. Это важно, потому что прошёл срок, 4 месяца. Есть дети, которые на лету усваивают интонацию героя после первого просмотра ролика, не запоминая всех слов, но произносят в нужной интонации. 10-13% не слышат, не понимают разницы до сих пор. У 33% детей расширился словарный запас, увеличилось число детей слушающих с удовольствием чтение сказок и рассказов, участвующих в играх драматизациях. К сожалению, не так как хотелось бы участвуют родители. "Скажите, что купить, принести, а участвовать в совместных спектаклях нам некогда"- говорят многие. В совместных импровизациях с детьми к новому году и ко дню матери участвуют одни и те же.
Дальнейшее развитие проекта
Проект считаю без срочным. Его можно и нужно продолжать и продолжать, возможно с использованием других атрибутов. Организовывать самостоятельную конструктивную, художественную деятельность, но только от детей. Если дети легко вступают в беседу, рассказывают об увиденном, ведут диалог, передают впечатления, опираясь на образные выражения, реплики, высказывания других, значит, начало, только начало уже положено. Маленький простой атрибут шляпа объединяет в игре; шляпа - часть театрального костюма, "помогающая" надеть образ; шляпа - декорация для спектакля; шляпа-кукольный дом для настольной импровизации: и, наконец, шляпа - орудие фантазёра и выдумщика. Игры "Узнай кто в шляпе", "Музыкальная шляпа", "Давай проговорим вместе", дети надевают шляпы друг на друга одновременно. Вариантов для творчества и педагога и детей много и продолжать можно в любом возрасте, но с учетом интересов детей.

Используемая литература:
Ш . Амонашвили «Баллада о воспитании»
«Роль и значение театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Зотова И.В.1, Крайчак А.Е.
Детская художественная литература.
 




Карта сайта
nach oben