Обучение детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок

8.1.20 05:01 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 331
Логопедия Туршатова Ольга Николаевна

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.

Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).

М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) Составление описательного рассказа по предметной картине;
Описание предметных картин — это связное после¬довательное описание изображенных на картине пред¬метов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.
2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине;
Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва¬ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла¬девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Дети должны :
- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;
- уметь отличать рассказ от простого набора предложений.
Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц.

Первый вид картин: действие происходит вне помещения. Начинаться рассказ может со слов: как-то раз…, однажды…, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит: осенью, день (утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный; зимой день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный; весной день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый; летом день (утро, вечер) – жаркий, теплый, летний, ясный. Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем… Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…» Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил)? где (куда)? Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например: «Петя вышел во двор… Дети пошли в лес за грибами…». Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи). Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.

Второй вид картин: действие происходит в помещении. Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил)? Время года опускается, остается название части суток. Когда? – используем выражения: однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в саду, в группе… Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал. Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

Третий вид картин: нет действующих лиц и событий. Это картины типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима». Начало. Название картины, имя автора, определение времени года. Пришла… наступила… (по картине И. Левитана).Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчиваем тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года. Очень полезно во время рассматривания использовать: - произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова в рассказе; - опыт наблюдений за природой на прогулках. Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа. Конец. Передача настроения автора и ребенка.

Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?» Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, березка, солнышко, ручеек), слов с противоположным значением ( далеко-близко, высоко-низко, толстый-тонкий, широкий-узкий).
 




Карта сайта
nach oben