Народные подвижные игры для развития речи

16.12.19 03:33 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 409
Логопедия Кобринец Елена Петровна

Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной песенкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

«Фанты» Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти. Ход игры: Ведущий говорит: - Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите! (После этих слов приводится такой диалог): - Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной)
- Хлеб, батон, булки.
- Какой хлеб продаётся в булочной ?
- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный. Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку. Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

«Краски» Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций. Ход игры: Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришёл?
- За краской. - За какой?
- За голубой. Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

«Почта» Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций. Ход игры: Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь-динь-динь.
- Кто там ?
- Почта!
- Откуда?
- Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода) Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок» Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций. Ход игры: Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку» Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики. Ход игры: Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

«Молчанка» Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Ход игры: Дети встают в круг и произносят: - Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

«Челнок» Цель: развивает словарь детей по заданной теме. Ход игры: Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:- Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает .
нас потешает. Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

«Невод» Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам. Ход игры: Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

«Раю-раю» Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти. Ход игры: Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: - Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт. Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова , которые называл паровозик.

«Жмурки-носильщики» Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. Ход игры: На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Гаккарис» Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных. Ход игры: Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около , которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.

«Продаём горшки» Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными. Ход игры: Дети делятся на пары : продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.( пять отдай…) Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.

«Угадай и догони» Цель: развитие фонематического слуха. Ход игры: Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это.
Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

«Утушка» Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме. Ход игры: Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовёт своих утят скороговоркой: - Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки. Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми , нормализует поведение гиперактивных детей.

«Большой мяч» Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций. Ход игры: Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия , которые может совершать предмет , названный ведущим (снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай –животных называй» Цель: активизировать словарь по данной теме. (Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.) Ход игры: Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Мяч» Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам. Ход игры: Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.

«Катание мяча» Цель: активизация словаря по теме. Ход игры: Воспитатель задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

«Мяч по кругу» Цель: активизация словаря по теме. Ход игры: Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.

«Я знаю пять названий» Цель: активизация словаря по заданной теме. Ход игры: Дети встают по кругу у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.
 




Карта сайта
nach oben