Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

19.10.19 06:01 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 271
Логопедия Конева Алла Александровна

Выступление на методическом объединении.

Театрализованная деятельность – является дополнительной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий. Данная форма работы подразумевает творческую деятельность ребёнка, связанную с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики, отмечает М.И. Родина. Театрализованная деятельность интересна, доступна и понятна для ребенка.

По мнению И.А. Агаповой, театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогической
эффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка.
По мнению Муравьевой Л.Л., театрализованная деятельность способствует.

1. Развитию речи детей.
2. Развитию нравственно-коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии.
5. Развитию познавательных способностей.

Театрализованная деятельность, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик.
Л.Л. Муравьева, М.И. Родина, Н.Д. Сорокина выделяет следующие виды театрализации, которые способствуют воспитанию звуковой культуры речи, развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству

1. Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

– Речевые упражнения, которые, по мнению В. Гербовой, способствуют развитию чистоты произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса

– Этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение черт характера и на выразительность жестов, которые способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности; пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, учат понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и развивают правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста, отмечает Л.В. Артемова

– Игры на развитие внимания и памяти, по мнению А.К. Бондаренко, развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

– Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность, отмечает Н.Д. Сорокина. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

2. Театрализованные рассказы и сказки. Приёмы и методы театрализованного рассказа и сказки используются как на занятии, так и вне его. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения.

3. Занятие-игра может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации. На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка.

4. Игры в кукольный театр, которые, как утверждает Н.Д. Сорокина, способствуют формированию у детей определенных умений и навыков, стимулируют детское творчество (речевое, песенное, танцевальное, игровое), побуждают к импровизации на детских музыкальных инструментах [36].

Игры в кукольный театр могут осуществляться несколькими видами кукол: верховые (перчаточные и тростевые) и напольные (марионетки, большие куклы).

5. Игры-драматизации – это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности, создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. По мнению С.П. Откидач, план игры, последовательности.

6. Викторины – развлечения, которые способствуют расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал, отмечает М.И. Родина. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

7. Спектакль-игра. Как отмечает О.В. Слатвицкая, эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Важнейшими условиями в осуществлении театрализованной деятельности, по мнению Муравьевой Л.Л. являются
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

На основе работ И.А. Агаповой и М.И. Родиной можно выделить несколько этапов по приобщению дошкольников к театрализованной деятельности
1. Первый этап – выбор произведения художественной литературы, его чтение и беседа по его содержанию.
2. Второй этап – деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

3. Третий этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Четвертый этап – знакомство с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение.
5. Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли.
6. Шестой этап – работа над ролью, над выразительностью и чёткостью речи, речевыми характеристиками героев произведения.
7. Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах, отработка поз, жестов, интонаций, формирование умения размещаться на сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга.
8. Восьмой этап – репетиции всей пьесы целиком, с декорациями, бутафорией, реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа.
9. Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа.
10. Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Н.Д. Сорокина сформулировала психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности
1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность к созданию образов. Регламентация занятий, по мнению С.П. Откидач, должна составлять 25-30 минут в старшей группе, занятия должны проводиться 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Индивидуальная работа и общие репетиции должны проводиться 1 раз в неделю не более 40 минут.
4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности.
Организация и содержание работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками характеризуется тем, что дети продолжают усовершенствовать свои умения по исполнительству. Воспитатель учит детей самостоятельно искать и находить способы образной выразительности, а также стремиться развивать чувство партнерства, умение работать в коллективе.
Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром
является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов, отмечает М.И. Родина [31].
Таким образом, театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что звуковая культура речи достаточно широкое понятие, которое включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи направлена на воспитание речевого слуха детей, его основных компонентов; формирование произносительной стороны речи; развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитание интонационной выразительности речи. В данной работе используются разнообразные формы, методы, приемы и средства с педагогами: дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетные игры, упражнения с включением речевого материала, дидактические рассказы с включением учебных задании детям, метод упражнений, занятия по пересказу, заучиванию стихотворений, использование театрализованной деятельности и т.п. Предложена педагогам русская народная сказка «Кот и лиса»

Список использованной литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2009. – 258 с.
2. Агапова, И.А. Театральные занятия и игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных учр-й. / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Аркти, 2012. – 143 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада. / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 2009. – 232с.
5. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения [Текст]: книга для воспитателей детского сада. / С.Е. Большакова. – М.: АПО, 2009. – 417с.
 




Карта сайта
nach oben