Добро пожаловать в клуб

Показать / Спрятать  Домой  Новости Статьи Файлы Форум Web ссылки F.A.Q. Логобург    Показать / Спрятать

       
Поиск   
Главное меню
ДомойНовостиСтатьиПостановка звуковФайлыКнижный мирФорумСловарьРассылкаКаталог ссылокРейтинг пользователейЧаВо(FAQ)КонкурсWeb магазинКарта сайта

Поздравляем!
Поздравляем нового Логобуржца alenka.aleks со вступлением в клуб!

Реклама

/  Список форумов
   /  Логопедия
/  слепые дети на логопедических занятиях
   
слепые дети на логопедических занятиях

KiraMK Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 6.11.08
Рейтинг: 16
Откуда: Москва, Санкт-Петербург


НатусяП, к сожалению, не помню названия, т.к. тема была для меня неактуальной... если кто-то из сокурсников помнит название (выясню в ближайшее время), напишу Вам в личку.

--
Места под Солнцем для всех хватит!!! 8-)
» 13.1.12 01:34 Профайл

Fistashka Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 26.2.10
Рейтинг: 0
Откуда:


мы сейчас пользуемся вот чем:

Специальные программы и диагностические материалы для работы с детьми с нарушением зрения
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997. – С. 3-158.
Аннотация
Программы детского сада разбиты на два раздела. Первый раздел включает следующие общеобразовательные программы:
· Развитие речи
· Формирование элементарных математических представлений
· Ознакомление с окружающим миром
· Изобразительное искусство
· Физическое воспитание
· Трудовое обучение
· Игра
Таким образом, общеобразовательные программы составлены с учетом основных видов детской деятельности.
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Содержание коррекционной работы в детском саду отражено во втором разделе сборника программ и включает программы следующих коррекционных курсов:
· Развитие зрительного восприятия
· Коррекция нарушений речи
· Развитие осязания и мелкой моторики
· Ориентировка в пространстве
· Социально-бытовая ориентировка
· Ритмика
· Лечебная физкультура.
Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

2.Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование, 1995.
Аннотация
Программы отражают достижения отечественной и зарубежной тифлопедагогики и опыт работы Центра по воспитанию слепых дошкольников Санкт-Петербурга.
Данный сборник включает следующие материалы:
· Коррекционную программу по пространственной ориентировке слепых дошкольников, методические рекомендации по обучению пространственной ориентировке слепых дошкольников, а также методику обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка со зрительной патологией.
· Коррекционную программу по тифлографике для слепых дошкольников, методические рекомендации к работе по тифлографике со слепыми дошкольниками, а также карту обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике.
· Коррекционную программу по формированию коммуникативной деятельности у слепых дошкольников, методические рекомендации к работе тифлопедагога по формированию коммуникативной деятельности слепых дошкольников, а также примерную карта обследования уровня сформированности неречевых средств общения у детей с тяжелой патологией зрения.
· Коррекционную программу по физическому воспитанию слепых дошкольников, методические рекомендации к работе тифлопедагога по физическому воспитанию слепых дошкольников и карту обследования физического развития ребенка.
· Рекомендации по проведению занятий по лечебной физкультуре с дошкольниками с тяжелой зрительной патологией.
Таким образом, к каждой программе прилагаются методические рекомендации по ее реализации и методика диагностического обследования. Кроме того, к каждой программе дан список рекомендуемой литературы.
3.Денискина В.З., Петрова Г.П. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. - №4. – 2005.- С. 58-62.
Аннотация
В статье приводится программа по развитию обонятельной чувствительности у детей с нарушением зрения. В объяснительной записке показано значение этого курса для социализации этой категории детей, сформулированы задачи курса, основные направления коррекционно - компенсаторной работы к развитию обоняния у детей, а также основные методические подходы при планировании и проведении соответствующих коррекционных занятий.
4.Денискина В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения //Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». - №5. - 2007. – С. 20-28.
Аннотация
В статье приводится современная классификация детей с нарушением зрения по остроте зрения (слепые, слабовидящие, дети с пониженным зрением), раскрывается взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения в тесной взаимосвязи с глубиной и временем поражения зрительного анализатора.
5.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование, 1995. – С.7-74.
Аннотация
Первая часть книги («Научно-методические основы организации коррекционно-педагогическ>ого процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения») содержит пакет научно-методической документации для организации коррекционно-педагогического процесса и восстановительного лечения зрения детей в ДОУ для детей с нарушением зрения. В частности, она включает функциональные обязанности специалистов ДОУ (тифлопедагога, методиста, психолога, педагога консультативной группы, врача-офтальмолога, инструктора по лечебной физкультуре и др.); перечень оборудования для кабинета тифлопедагога; схему обследования дошкольников с нарушением зрения, позволяющую выявлять уровень развития ребенка, наличие и характер вторичных отклонений в его развитии; методические рекомендации по коррекционному воспитанию, развитию и обучению детей с нарушением зрения.
Вторая часть книги («Коррекционно-развивающи>е программы для дошкольников с нарушенным зрением») включает программы следующих коррекционных курсов: «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» и «Формирование общения», «Изобразительная деятельность».
Пособие отражает многолетний уникальный опыт работы специализированных детских садов Санкт-Петербурга под руководством преподавателей кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
6.Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К.. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие / Под ред.Г.В.Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 84 с.
Аннотация
Раскрываются современные подходы к образованию детей с нарушением зрения и теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению. Описываются особенности контингента школ слепых и слабовидящих. Приводятся методика тифлопедагогического обследования детей с нарушением зрения.

Методическое обеспечение специальных программ для ДОУ для детей с нарушением зрения
1.Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовтельных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое посоие.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006. – 90 с.
Аннотация
В пособии раскрываются общие дефектологические подходы к организации коррекционно-развивающей среды в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитии.
Авторы рассматривают среду как действенное средство предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных с первичным дефектом (слепотой, глухотой, интеллектуальной недостаточностью и др.). В пособии выделены основные блоки, кабинеты и модули коррекционно-развивающей среды. Приводятся требования и рекомендации по подбору игрушек, дидактического материала в коррекционно-воспитательн>ой работе, приводится примерный перечень игрушек и оборудования для детей с отклонениями в развитии.
2.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998. – 261 с.
Аннотация
В монографии обобщены многолетние исследования автора, отражающие проблему помощи детям с косоглазием и амблиопией во взаимосвязанном единстве психолого-педагогической и медицинской коррекции отклонений в развитии.
3.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: изд-во «Адель», 1998. – 118 с.
Аннотация
Дидактический материал предназначен для занятий по математике в подготовительной к школе группе детского сада для детей с нарушениями зрения. На примере математических заданий, которые даются поэтапно, показана коррекционно-компенсаторн>ая работа по развитию способов зрительного восприятия, зрительной ориентации и активизации зрительных функций у детей с нарушением зрения. В процессе выполнения детьми предлагаемых заданиях педагоги могут комплексно решать общеобразовательные и коррекционно-восстановите>льные задачи, так как специально организованное обучение направлено на развитие зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми предметно-практических действий.
4.Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002. – 254 с.
Аннотация
В пособии даны планы занятий по формированию геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и отражает планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).
Пособие адресовано тифлопедагогам и воспитателям ДОУ для детей с нарушением зрения. Оно также будет полезно логопедам, психологам, музыкальным руководителям, родителям детей.
5.Ремезова Л.А.,Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004. – 227 с.
Аннотация
В пособии раскрыты особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов и методика формирования у них представлений о величине и измерении величин в условиях детского сада для детей с нарушением зрения. В пособии даны планы соответствующих занятий у дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и отражает планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).
Пособие адресовано тифлопедагогам и воспитателям ДОУ для детей с нарушением зрения: Оно также будет полезно логопедам, психологам, музыкальным руководителям, родителям детей.
6.Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72 с.
Аннотация
Книга отражает опыт работы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Содержащиеся в ней статьи («Слепой ребенок в группе для детей с косоглазием и амблиопией», «Организация игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения», «Создание условий для игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения» и др.) адресованы учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям дошкольников с патологией зрении. Представленный материал может служить методическими рекомендациями по работе с детьми данной категории.
7.Сековец Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000, - 143 с.
Аннотация
В монографии раскрываются особенности физического развития и состояния двигательной подготовленности дошкольников с косоглазием и амблиопией; излагаются пути оптимизации коррекционно-педагогическ>ой работы, направленной на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения.
8.Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическ>ая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева, 2001. – 168 с.
Аннотация
В книге рассматриваются особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения, раскрываются вопросы комплексного подхода к физическому воспитанию детей с нарушением зрения, организационных форм физической культуры в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушением зрения.
В приложении к книге содержится весьма полезная информация для реализации содержания программы физического воспитания детей с нарушением зрения: примерный режим дня в различное время года, рекомендации к физическим нагрузкам, перечень оборудования и приспособлений для обучения детей основным движениям и т.п.(всего 10 приложений).
9.Потемкина А.В. Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика. Учебно - методическое пособие.
Аннотация
Общая направленность пособия заключается в выделении особенностей изобразительной деятельности детей с нарушением зрения и раскрытию ее значения для коррекции и компенсации познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, их развития.
Большое внимание уделяется вопросам формирования графических навыков у слепых и слабовидящих детей, анализу основных видов изобразительной деятельности на основе сравнения категорий нормально видящих, слабовидящих и слепых.
Пособие предназначено для студентов тифлоотделения факультета коррекционной педагогики, но будет очень полезно педагогам-практикам.
10.Корнилова И.Г. игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 160с.
Аннотация
Автор показывает, как, организуя креативную игру и участвуя в ней, взрослый может устанавливать доверительные отношения с детьми, развивать у них активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения, а также служит коррекционным целям.
Книга адресована педагогам и воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.
11.Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения. — Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. - 135 с.
Аннотация
В книге представлены результаты экспериментального исследования особенностей конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения, а также конкретные рекомендации по организации и проведению с детьми занятий по конструированию.
Книга адресована тифлопедагогам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения.
12.Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушениями зрения конструированию из строительного материала. - Самара: изд-во СПГУ, - 2003. – 2008..
Аннотация
В книге представлена методика обучению конструированию дошкольников с нарушением зрения, даны планы занятий по конструированию по 4-м годам обучения, содержание которых соответствует возрастным и зрительным возможностям детей.
13.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. – 87 с.
Аннотация
В пособии рассматриваются вопросы методики обучения предметному рисованию детей с нарушением зрения, даются методические рекомендации по развитию зрительного восприятия в процессе обучения детей рисованию, приводятся конспекты занятий с учетом постепенного нарастания сложности изображения предметов.
Представленный в пособии дидактический материал позволяет учить детей понимать форму, величину и пространственные положения предметов окружающего мира.
Пособие адресовано педагогам детских садов и школ для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией), а также их родителям для занятий с детьми дома.
14.Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И. Солнцевой и Е.Н. Подколзиной. Второе, переработанное издание. – М., 2005. – 266 с.
Аннотация
В пособии раскрываются особенности воспитательной работы в области физического, трудового, умственного, нравственного и эстетического воспитания слепых дошкольников. Кроме того, раскрываются некоторые особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста, показана специфика игры слепого дошкольника и обучения ориентировке в пространстве и основным движениям, даются рекомендации по подготовке слепого ребенка к школе в условиях семьи.
Приведенные материалы могут быть использованы воспитателями при работе со старшими дошкольниками и при консультировании их родителей, а также воспитателями младших классов школ слепых, особенно в первые месяцы пребывания детей в школе.
15.Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. – М.: ВОС, 1983. - 56 с.
Аннотация
В пособии показано значение игрушки в воспитании слепого дошкольника на разных этапах его развития, раскрыта роль игрушки как действенного средства для предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных со слепотой. В работе раскрываются особенности ориентировочных и игровых действий слепых дошкольников с различными видами игрушек, даются рекомендации по выбору игрушек для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, по использованию различных видов игрушек в коррекционно-воспитательн>ой работе.
Работа адресована тифлопедагогам и воспитателям, но полезна и родителям незрячих дошкольников.

Методическое обеспечение коррекционных программ и коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушением зрения
1.Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения //Дефектология. - №3 и №6. – 2002.
Аннотация
Раскрывается основное содержание работы тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Обобщен многолетний опыт работы тифлопедагогов г. Москвы и других регионов России. Использованы также материалы различных публикаций.
2.Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения»/ Сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006. – 113 с.
Аннотация
Сделана попытка систематизации работы тифлопедагогов ДОУ , их документации и планирования коррекционно-образователь>ного процесса. Пособие содержит памятку начинающему тифлопедагогу, примерный график с содержанием рабочего дня. Даются разъяснения к разделу «Коррекционная работа в детском саду» программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида под редакцией Л.И. Плаксиной (М.: Просвещение, 1997).

Методическое обеспечение сенсорного развития для детей с нарушением зрения в ДОУ
К разделу «Развитие зрительного восприятия»1.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 72 с.
Аннотация
В пособии изложена система перцептивного обучения детей, включающая теоретическое обоснование, верифицированные в экспериментальных исследованиях методы диагностики и компенсации нарушений восприятия и связанных с ним других познавательных процессов у детей со слабым зрением дошкольного и младшего школьного возраста.
Книга содержит дидактический материал, она окажет практическую помощь психологам, педагогам, воспитателям и родителям в создании условий и организации коррекционной работы, в использовании большого набора методик.
2.Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. — 176 с.
Аннотация
Методические рекомендации разработаны к разделу «Развитие зрительного восприятия» Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Рекомендации включают дифференцированные задачи коррекции и развития зрительных функций, формирования и уточнения знаний о свойствах и качествах предметов, а также задачи по развитию сенсорных операций. Материалы представлены по годам обучения: тематическое планирование, конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет, а также рекомендации по организации и проведению такого рода занятий с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.
Работа адресована учителям-дефектологам (тифлопедагогам) дошкольных образовательных учреждений, воспитателям, старшим воспитателям, родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения.
3.Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002. – 147 с.
Аннотация
В пособии раскрыты особенности оценки и выделения информативных признаков цвета и контрастности, основ цветовой грамотности, а также даны планы занятий по формированию представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и отражает планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). В приложениях приводится развернутая методика исследования восприятия цвета и представлений о цвете,
Пособие адресовано тифлопедагогам и воспитателям ДОУ для детей с нарушением зрения: Оно также будет полезно логопедам, психологам, музыкальным руководителям, родителям детей.

К разделу «Развитие осязания и мелкой моторики»
Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы коррекционной работs по развитию осязания //Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1990. – С. 25- 45.
Аннотация
В работе показаны значение развития осязания и мелкой моторики пальцев рук для социальной реабилитации детей с нарушением зрения, раскрыты приемы осязательного обследования различных объектов, дана методика развития осязания и мелкой моторики в различных видах предметно-практической деятельности.

К разделу «Ориентировка в пространстве»5.Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.
Аннотация
Методические рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, разделу «Развитие ориентировки в пространстве».
Пособие включает апробированные материалы примерного тематического планирования по годам обучения, предусмотренным программой, программные задачи, конспекты занятий по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет.
Данное пособие адресовано учителям-дефектологам (тифлопедагогам) дошкольных образовательных учреждений, воспитателям, старшим воспитателям, родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения.

К разделу «Социально-бытовая ориентировка»
6.Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 118 с.
Аннотация
Методические рекомендации разработаны согласно Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждении IV вида.
Включают апробированные материалы тематического планирования, конспектов занятий по развитию социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения по четырем годам обучения, а также рекомендации по организации и методике проведения их в условиях индивидуального и дифференцированного подходов.
Данные рекомендации адресованы учителям-дефектологам (тифлопедагогам), дошкольных образовательных учреждений, воспитателям, старшим воспитателям, родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения.
7.Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.
Аннотация
Сборник составлен на основе материалов опытно-экспериментальной работы ГОУ детский сад компенсирующего вида №2245 (для детей с нарушением зрения) г. Москвы по теме «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения».
Показана тесная взаимосвязь коррекционной работы тифлопедагогов и психолога по формированию социально-адаптивного поведения у дошкольников с нарушением зрения с осуществляемым в детском саду общеобразовательным процессом.
8.Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у учащихся с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке //Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998. – С. 34-70.
Аннотация
В работе представлена методика формирования специальных коррекционно-компенсаторн>ых и социально-адаптивных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения.. Автор предлагает целый ряд специальных приемов и способов ориентации в окружающей действительности и компенсаторных способов выполнения предметно-практических действий в условиях глубокого нарушения зрения.

К разделу «Коммуникативная деятельность»
9.Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыно. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
Аннотация
В работе отражена специфика обучения неречевым средствам общения детей с тяжелыми нарушениями зрения дошкольного и школьного возраста. Пособие ориентировано на специалистов и родителей детей со зрительной патологией.
Работа содержит 13 приложений практического характера ( от примерной карты обследования уровня сформированности у детей мимики и пантомимики до описания подражательных движений и рекомендаций родителям), направленных на повышение эффективности коммуникативной деятельности слабовидящих детей.
10.Денискина в.З. Учимся улыбаться. – М., 2008. – 44 с.
Аннотация
Работа посвящена важным для социализации слепых и слабовидящих детей, но трудно формируемым у инвалидов по зрению компонентам общения – мимике, жесту и позе. Адресована она родителям детей с глубоким нарушением зрения и специалистам детских садов и школ для детей с нарушением зрения.

К разделу «Развитие речи»
11.Новичкова И.В. Формирование умений и навыков использования сохранных анализаьлров на логопедических занятиях //Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998. – С. 100-117.
Аннотация
В работе показана роль и значение предметно-практического обучения в коррекции нарушений речи у детей с патологией зрения за счет активизации сохранных анализаторов при наполнении речи чувственной информацией.

Методическое обеспечение деятельности психолога в ДОУ для детей с нарушением зрения
1.Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классикс Стиль, 2006. – 256с.
Аннотация
В книге представлены теоретические положения, раскрывающие закономерности психического развития детей с нарушением зрения, пути компенсации и коррекции нарушенных функций, возможности и условия интеграции их в массовые образовательные учреждения.
Материалы книги основаны на анализе отечественных и зарубежных психологических исследований детей с поражениями зрения.
2.Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации /Н.Л. Анисимова, И.В. Новичкова, Л.И. Солнцева. Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001. – 96 с.
Аннотация
В книге даны теоретические основы организации обследования практическим тифлопсихологом детей с нарушениями зрения, показаны основные функции психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения, отражена специфика работы тифлопсихолога, раскрыты принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп.

Методическое обеспечение работы с детьми с нарушением зрения, имеющими сложную структуру дефекта
1.Подколзина Е.Н. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания. М.: Российская государственная библиотека для слепых, ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008. – 47 с.
Аннотация.
В брошюре на примере занятий с одним ребенком излагается опыт проведения автором индивидуальных коррекционных занятий с дошкольниками, имеющими глубокую зрительную патологию и сопутствующие заболеваниями, а также консультативной работы с их родителями. Работа эта осуществлялась на базе лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО.
Работа направлена на привлечение родителей к процессам (ре)абилитации и интеграции своего ребенка с проблемами развития.
Работа адресована учителям-дефектологам, воспитателям, старшим воспитателям и родителям детей, имеющим тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания.
2.Максютова Р.Д. Формирование умений самообслуживания и культуры поведения умственно отсталых детей с нарушением зрения //Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998. – С. 118-133.
Аннотация
В работе представлены методические рекомендации по социализации умственно отсталых детей с патологией зрения.

Обеспечение взаимосвязи медицинской и педагогической коррекции в ДОУ для детей с нарушением зрения
1.Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994. – 33 с.
Аннотация
Рекомендации предназначены для детских-врачей-офтальмоло>гов, сестер-ортоптисток, а также тифлопедагогов и воспитателей специализированных дошкольно-школьных учреждений для детей с нарушением зрения.
2.Жохов В.П., Кормакова И. А., Плаксина Л.И.. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое пособие. – М., 1989. – 54 с.
Аннотация
В методическом пособии рассматривается проблема восстановления зрения и зрительного восприятия у детей, страдающих косоглазием и амблиопией, в условиях специализированного детского сада. Изложены методы лечения косоглазия и амблиопии, а также содержание и методика коррекционно-педагогическ>ой работы по развитию зрения и зрительного восприятия.
Пособие адресовано педагогам и медицинским работникам детских садов и школ для детей с нарушением зрения.
3.Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Изд-во ГороД, 1998. – 56 с.
Аннотация
В пособии раскрывается комплексный подход к восстановлению зрения и коррекции отклонений в развитии детей с косоглазием и амблиопией в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения. В частности, освещаются вопросы организации и содержания лечения глазных болезней, приводится рекомендуемый типовой комплект приборов, аппаратов и инструментов, объем работы офтальмологического медицинского персонала; показана взаимосвязь содержания коррекционно-педагогическ>ой работы с лечебно-восстановительной.
Пособие, прежде всего, адресовано врачам-офтальмологам и сестрам-ортоптисткам, тифлопедагогам и воспитателям, работающим в ДОУ для детей с нарушением зрения.
4.Малеева З.П., Алексеев О.Л. Подготовка детей с нарушениями зрения к его лечению с помощью специальных медицинских аппаратов: Монография / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2005. – 175 с.
Аннотация
В монографии показана роль тифлопедагога ДОУ в подготовке дошкольников к восстановительному лечению функциональных нарушений зрения с использованием медицинских аппаратов, приводятся характеристики достаточного уровня готовности детей с нарушением зрения к занятиям на различных лечебно-диагностических аппаратах в плеоптический и ортоптический периоды восстановительного лечения а также соответствующие методические материалы.


может быть кому пригодится!
» 12.1.12 17:56 Профайл

НатусяП Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 26.2.10
Рейтинг: 6
Откуда: Северо - Запад


KiraMK,
А как программа называлась? Очень актуальная для меня тема. Есть дети с ДЦП ,у.о+ слабовидящие. Изгаляюсь как могу, чтобы хоть чему-то их научить...
» 11.1.12 22:55 Профайл

KiraMK Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 6.11.08
Рейтинг: 16
Откуда: Москва, Санкт-Петербург


Цитата:

Fistashka пишет:
коллеги.помогите,пожалуйста советом или опытом.у нас грядет проверка в д\с по созданию инклюзивной среды.с незрячими раньше не работала,а вот сейчас столкнулась.может у к-н есть опыт работы с незрячими логопатами.хотелось бы узнать не только о методиках,но и о дидактических играх и пособиях.заранее спасибо.


Посмотрите вот это пособие, может быть там что-то интересное для себя найдете:
Нападовская В.Л. "Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов"
Скачать можно попробовать на сайте (при наличии регистрации и некоторого количества баллов, мои, к сожалению, уже закончились...) http://www.twirpx.com/file/109526/
Знаю о том, что есть хорошая программа по теме, разработанная в стенах Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга. В свое время (лет 10 назад была очень ценной вещью). А вообще логопеды, вынужденные работать со слепыми детьми, во многом ...проявляют чудеса интуиции и по крупицам собирают хоть что-то по своей "тематике"... НОВАТОРЫ...

--
Места под Солнцем для всех хватит!!! 8-)
» 10.1.12 22:00 Профайл

Нат Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 25.3.07
Рейтинг: 7
Откуда:


Fistashka, а у меня к Вам вопрос: сколько детей положено на ставку олигофренопедагога? Очень нужен № положения.
» 10.1.12 16:06 Профайл

Нат Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 25.3.07
Рейтинг: 7
Откуда:


Доброго времени. По-моему, ребёнок не может быть интегрирован в массовую группу, если ему не обеспечена надлежащая коррекционная среда(кажется пункт 30. положения). Для такого ребёнка должна быть предоставлена помощь тифлопедагога и окулиста, т. к. есть определённая специфика работы с такими детьми. Учитель-логопед работает по общепринятой методике, руководствуясь рекомендациями вышеперечисленных специалистов и согласно программе для детей с тяжёлыми нарушениями зрения (Плаксиной).
» 10.1.12 16:03 Профайл

Fistashka Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 26.2.10
Рейтинг: 0
Откуда:


я по образованию олигофренопедагог,учитель-логопед.а сурдопедагог у нас есть.я же занимаюсь только речевым развитием.т.е я работаю чисто как логопед.у нас группы кратковременного пребывания и дети разные:ДЦП,у\о,ЗПР,слепые,слабовидящие,аутисты и много алаликов,с сочетаными нарушениями и с тяж. реч.нарушениями.
» 16.1.11 09:25 Профайл

Nadin Re: слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 27.9.08
Рейтинг: 2
Откуда:


Fistashka,
но ведь для работы с детьми этой категории необходимо спец образование, вы должны быть тифлопедагогом, не так ли?
» 15.1.11 20:37 Профайл

Fistashka слепые дети на логопедических занятиях

Пока еще застенчивый


Регистрация: 26.2.10
Рейтинг: 0
Откуда:


коллеги.помогите,пожалуйста советом или опытом.у нас грядет проверка в д\с по созданию инклюзивной среды.с незрячими раньше не работала,а вот сейчас столкнулась.может у к-н есть опыт работы с незрячими логопатами.хотелось бы узнать не только о методиках,но и о дидактических играх и пособиях.заранее спасибо.
» 15.1.11 20:17 Профайл
Распечатать топик 

Поиск

Ключевые слова:    
[ Расширенный поиск ]

Права

Вы не можете начинать темы.
Вы не можете редактировать свои сообщения.
Вы не можете создавать опросы.
Вы не можете вкладывать файлы в сообщения.
Вы не можете отвечать на сообщения.
Вы не можете удалять свои сообщения.
Вы не можете голосовать.
- Генерация страницы: 0.1 секунд -