Форум


/  Список форумов  :  /  Обмен опытом  :  2 вопроса для контрольной
   
2 вопроса для контрольной

Галинка Re: 2 вопроса для контрольной

Пока еще застенчивый


Регистрация: 31.10.07
Откуда: Москва
Всем большое спасибо!!!!
» 22.3.09 21:02 Профайл

Лега Re: 2 вопроса для контрольной

Пока еще застенчивый


Регистрация: 28.8.08
Откуда: Самарская обл.
Посмотрите еще Коноваленко "Синонимы". предложены конспекты занятий и словарь синонимов.
» 22.3.09 16:40 Профайл

Окса Re: 2 вопроса для контрольной

Помаленьку вникаю


Регистрация: 17.11.08
Рейтинг: 21
А еще книгу Р.И. Лалаевой Н.В. Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников". Там есть целая глава "Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР"
» 22.3.09 15:19 Профайл

Витаминка Re: 2 вопроса для контрольной

Помаленьку вникаю


Регистрация: 6.9.08
Рейтинг: 30
Посмотрите книгу Жуковой Н.С. "Преодоление недоразвития речи у детей"
» 22.3.09 13:17 Профайл

Витаминка Re: 2 вопроса для контрольной

Помаленьку вникаю


Регистрация: 6.9.08
Рейтинг: 30
Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед, 2004, № 5. – С.80 – 91.

Развитие синонимии
(примерный лексический материал)

Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:
среди имен существительных:
дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;
среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный;
среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать;
торопиться, спешить, ползти;
радоваться, веселиться, наряжаться.

Придумать слова-«приятели» к данным словам:
к именам существительным:
здание (дом), хворостинка (прут);
печаль (грусть), конь (лошадь);
солдат (боец), приятель (друг);
к прилагательным:
крошечный (маленький);
смелый (храбрый);
прекрасный (красивый);
к глаголам:
льется (течет);
глядеть (смотреть);
торопиться (спешить).

Придумать предложения с каждым из слов-«приятелей»:
пища — корм — еда;
груз — ноша — багаж;
человек — незнакомец — гость;
большой — громадный — огромный;
быстрый — скорый — стреми тельный;
неловкий — неуклюжий - нескладный.

Игра «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на (что?)...
Синий лед похож на...
Густой туман похож на...
Чистый дождь похож на...
Блестящая на солнце паутина похожа на...
(Слова для справок: вата, стек ло, пух, белый дым, слезы, серебро.)

Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)
Земля покрыта снегом, как...
Лед блестит у берега, как...
Туман стелется над озером, как...
Дождинки текут по лицу, как...
Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову.

Придумать предложения со словами:
шить — вязать; мыло — стирать;
лежать — спать; класть — ставить;
чистить — подметать; лежать — стоять;
строить — чинить; нести — везти;
рисовать — раскрашивать.

Уточнить значения существительных
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).
Например, лопата — чтобы копать землю, она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла...
Лейка, чайник, табурет и т.д.
Детям предлагалось вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

Объяснить значение глаголов
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
— показать обозначаемое им действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
— припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.
Например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для праздника.

По описанию значения определить слово:
— часть суток от восхода до захода солнца, с утра до вечера (день).
— сильная тревога, беспокойство (волнение).
— состояние тишины, отсутствие тревоги, беспокойства (покой).
— время года между зимой и летом, пора расцвета в природе (весна).
— сильная буря на море (шторм).
— громко, очень сильно смеяться (хохотать).
— прекращать гореть, тухнуть (гаснуть).

К данному слову подобрать значение:
осень ... (логопед задает вопрос детям: «Что такое осень?» Помогает раскрыть значение этого слова: «Осень — это время года между летом и зимой, пора похолодания, замирания в природе».
Чистый — ... не запачканный, опрятный (в одежде...).
Грязный — ... покрытый грязью, запачканный, нечистый и т.д.

Скажи по-другому (подбор синонимов к словам — существительным, прилагательным, глаголам)
Дорога, путь;
прохлада, свежесть, холодок;
птичка, птаха, пичужка, пичуга;
метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм;
родина, отечество, отчизна;
источник, ключ, родник;
холод, мороз, стужа; дети, детвора, ребята и т.д.
Страшный, ужасный, чудовищный;
быстрый, проворный, резвый;
печальный, грустный, унылый, тоскливый;
белый, белоснежный, молочный;
черный, вороной (конь), смоляной (волосы), агатный (глаза);
красный, румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый;
лиловый, фиолетовый, сиреневый;
зеленый, изумрудный, малахитовый;
желтый, золотой, лимонный, янтарный, соломенный и т.д.
Блестеть, сиять, сверкать;
моросить, накрапывать, идти, лить;
смеркаться, темнеть, вечереть;
беспокоиться, тревожиться, волноваться;
бояться, пугаться, робеть;
сказать, молвить, произнести;
видеть, наблюдать, замечать;
грустить, печалиться, унывать;
делать, мастерить, сооружать, творить, создавать;
сердиться, дуться, злиться;
править, управлять, руководить, командовать.

Сравнение предлогов около, возле
Логопед помогает детям составить предложение по картинкам, употребляя предлоги.
— Около девочки сидела мохнатая собака.
— Возле бабушки стояли чемоданы и корзинки.
— Около дома стояла грузовая машина.
— Возле дома росли кусты роз.
После сравнения схем предлогом дети придумывают свои предложения с предлогами около, возле.
» 22.3.09 13:09 Профайл

Марианна Re: 2 вопроса для контрольной

Пока еще застенчивый


Регистрация: 4.11.07
Галинка, посмотрите статьи Е. Карельской "Поможем Буратино заговорить" и 31-й аудиоурок "Радионяня.Веселая грамматика" :
*Скрытый текст*
*Скрытый текст*
» 21.3.09 21:56 Профайл

Галинка 2 вопроса для контрольной

Пока еще застенчивый


Регистрация: 31.10.07
Откуда: Москва
Девочки, выручайте. Подскажите упражнения для того, чтобы ребенок научилсяподбирать синонимы.
И еще - у ребенка словарь состоит из сущ, надо придумать упражнения, чтобы в словаре появились прилагательные и глаголы.
Заранее спасибо!
» 21.3.09 20:11 Профайл
Распечатать топик 

Поиск

Ключевые слова:    
[ Расширенный поиск ]

Права

Вы не можете начинать темы.
Вы не можете редактировать свои сообщения.
Вы не можете создавать опросы.
Вы не можете вкладывать файлы в сообщения.
Вы не можете отвечать на сообщения.
Вы не можете удалять свои сообщения.
Вы не можете голосовать.


Карта сайта
nach oben