Форум


/  Список форумов  :  /  Литература  :  Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.
Страница 1 из 2: [1] 2 »
   
Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Витаминка Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Помаленьку вникаю


Регистрация: 6.9.08
Рейтинг: 30
Увидела эту статью и захотелось услышать мнение коллег. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

В посвященном детской психологии child_psy обсуждают статью Л.А. Ясюковой "Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников" (2007 год). Чем отличается современный метод обучения русскому языку от того, что использовался раньше?

sova_i_zerkalo
Основная причина неграмотности школьников (и уже не только) - в методике обучения русскому языку. В середине 1980-х годов эта методика изменился изменилась. Раньше детей учили прежде всего запоминать, как пишутся слова. В результате формировалась зрительная доминанта - при письме ребенок ориентировался на зрительный образ слова. Новый метод обучения грамоте строится на анализе звукового состава слова. Цитирую статью: "Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, первичным, а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны". В результате дети начинают писать так, как слышат: йожык, йащик, зельоный, йула. Вот, оказывается, откуда пошел албанский язык - его учат в школе. Считается, что чем лучше ребенок слышит звуки, которые входят в состав слова, тем грамотнее он будет писать. Однако в русском языке далеко не все как слышится, так и пишется, поэтому результат оказывается ровно обратным: если 20 лет назад "подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок", то сейчас " таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится."
[...]
В исследовании, проведенном в 2000 году в рамках программы Program for International Student Assessment (PISA), изучалось чтение и грамотность 15-летних учащихся 32 стран (4). Наиболее грамотными были признаны учащиеся Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Ирландии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции, Австрии (1-10 места). Французские школьники заняли 14-е место, американские — 15-е, испанские — 18-е, итальянские — 20-е, немецкие — 21-е, школьники России оказались на 27-м месте. Замыкали список учащиеся Мексики и Бразилии. Если еще учесть, что исследование проводилось среди 15-летних подростков, т.е. в 9-10-х классах, до которых у нас не добираются полностью неграмотные учащиеся, то каков на самом деле уровень грамотности среди молодежи (и не только среди молодежи) в нашей стране? К сожалению, уже никого не удивляет многообразие ошибок даже в печатных текстах (книги, газеты, журналы), которые остаются, несмотря на встроенную в компьютерные программы проверку правописания. За последние десятилетия все к этому привыкли, успокоив себя ссылками на сложность русского языка.

Сложность заключается в том, что в русском языке нет взаимно однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. При этом известно, что писать надо не так как слышится, а в соответствии с принятой графикой изображения и правилами написания. Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее — с правилами построения предложений и написания текстов. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате, подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок. (Сегодня таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится.) Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. И после этого мы удивляемся повальной неграмотности. Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности — в недостатках развития фонематического слуха современных детей. И начинают развивать этот слух со старшей, а иногда и со средней группы детского сада. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова, а логопеды помогают им преодолевать дефекты звукопроизношения. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если: 1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием; 2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ (4 с. 152). Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.

Однако любой педагог, логопед, психолог может прийти в школу, где обучаются глухонемые дети. (Я в такой школе работала 4 года.) У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее, большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

[...]
Сегодня все эти особенности неграмотного письма принято квалифицировать как логопедические ошибки, а ребенка, который их допускает, отправлять к логопеду на коррекционные занятия. На самом деле, суть проблемы состоит в том, что мы сначала обучаем детей писать так, как они слышат, а потом пытаемся бороться с тем, чему научили. До конца 80-х годов прошлого века мало кто слышал о логопедах. Изредка они появлялись в детских садах, проверяли особенности произношения и учили детей правильно выговаривать слова. В школах они не работали, дети и без них успешно осваивали грамоту. Ситуация изменилась после того, как начальная школа перешла на новую программу по русскому языку. Сегодня, несмотря на различие авторов и кажущееся обилие учебников, основу любой программы составляет метод фонематического анализа речи. Фактически — программа одна и дефекты обучения везде одинаковы. И в каждой школе теперь есть логопед, и работы у него исключительно много. Можно сказать, что работа современного логопеда заключается в том, чтобы исправлять неграмотность, которая формируется у учащихся под влиянием рекомендуемого педагогами и психологами дошкольного обучения и программ начальной школы. Естественно, логопеды к этому не готовы, но они работают много и делают, что могут, но радикально выправить ситуацию они не в состоянии. Если они усердно занимаются формированием фонематического слуха, то неграмотность ребенка только закрепляется.
[...]
Традиционным стало выделение невнимательности в качестве основной из причин неграмотного письма. С позиций здравого смысла это представляется очевидным. Соответственно, предлагается масса упражнений на тренировку внимания. Однако моя более чем 20-летняя практика работы в школах показывает, что подобные умозаключения не вполне корректны. Сама по себе тренировка внимания, безусловно, полезна, но этого недостаточно для того, чтобы дети писали грамотно. Мои исследования (что отражено в публикациях) показывают, что и при высоком уровне произвольного внимания многие учащиеся и начальных, и старших классов пишут неграмотно. И, напротив, детей, страдающих легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ММД), или, как принято по современной терминологии, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), можно научить писать грамотно и не допускать ошибок по невнимательности. Даже в тех случаях, когда не удается вылечить само заболевание, можно (именно этим я и занимаюсь) заменить оперативный контроль логическим программированием, и дети пишут грамотно, не допуская ошибок, несмотря на диагноз СДВГ.
[...]
Опубликовано в Национальном психологическом журнале №1(2),2007г.
» 6.2.09 19:04 Профайл

LyusiDen Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 5.12.08
Откуда: РБ
Интересная статья. Рассказала знакомой учительнице, она согласна на 100%. Я не на 100, но то, что она даёт повод для того, чтоб задуматься - это точно.
Дети действительно мало пишут, не учат правила. У меня сын учится по системе "Эльконина-Давыдова", на уроке больше слушают учителя, чем пишут. Многие учителя, работающие по этой программе, дают очень много дополнительных заданий из других пособий, чтоб хоть как-то компенсировать недостатки системы. Материал преподносится в каком-то "завуалированном" виде, чтоб понять, надо обладать логическим мышлением. В классе по русскому 3 "5"-ки. а это сильный класс в гимназии.

--
Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее.
О. Бальзак
» 7.2.09 13:09 Профайл

Анника Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 17.12.07
Откуда: Украина
Да уж, повод призадуматься.... Сама стала замечать, что грамотно писать становиться почему-то тяжелее. Но у нас еще добавляется проблема двуязычия - ведь государственный язык у нас украинский, и его везде используют и заставляют внедрять (хочешь - не хочешь, можешь - не можешь).
А в детстве особых проблем не было - и училась хорошо и читала много. А вот как раз чтение и давало ту основу грамотности - все запоминалось зрительно. Это и мама мне с детства говорила - будешь больше читать, будешь диктанты хорошо писать. Так что на себе это проверила, действует :) Сейчас читать и некогда особо, только по профессии, да что-то необременительное. Вот наверное и в этом тоже причина. Каждое слово теперь обдумываешь.

Конечно, я не считаю, что над развитием фон. слуха в д/с не нужно работать. Нужно. Но попутно работать с кассами букв и слогов - раньше мы все через это прошли. Да, и уже обсуждался на форуме вопрос изучения в д/с букв Я Ю Е ....

А у нас детей учат звуковому анализу, при этом говорят, что по программе мы не должны их с буквами знакомить (у нас в стране подготовительные группы отменили, дети идут в 6 лет в школу,поэтому сад не готовит их к школе). Да, программа не предусматривает этого, но тогда зачем такой упор на этот самый анализ? И логопед все равно знакомит с буквами, учит читать, писать, просто не пишет это в планах. Вот так обстоят дела у нас.
Статья напомнила, что сейчас везде тотальная безграмотность, это так и есть и бороться с этим надо. Будет у автора побольше сторонников и смогут они разработать что-то новое и полезное - мы с удовольствием воспользуемся, перестроимся, - лишь бы нужный эффект был достигнут.
» 7.2.09 13:56 Профайл

Лега Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 28.8.08
Откуда: Самарская обл.
Статья вызывает очень противоречивые эмоции.Какая то доля истины в ней есть. а именно то, что дети стали чаще писать безграмотно. Но причины этого вовсе не в засилии фонематического метода.В статье не увидела серьёзных исследований и статистики, общие выводы и своё видение этой проблемы. А логопедов вообще опустили ниже уровня плинтуса. "Естественно, логопеды к этому не готовы, но они работают много и делают, что могут, но радикально выправить ситуацию они не в состоянии. Если они усердно занимаются формированием фонематического слуха, то неграмотность ребенка только закрепляется." Получается логопеды, получившие специальное образование, имеющие опыт работы ничего не умеют и не могут. А психолог, работающая с ГЛуХИМИ детьми прекрасно справляется со своей работой и нашла причину общей безграмотности. Но по порядку.

Письмо является сложнейшей операцией. Фонема (звук слышим) переходит в артикулему (звук прговариваем)затем в кинему( рука пишет) и только после этого в графему(зрительный образ звука - букву). Т.е в начале всегда идёт звук. А как мы должны помнить из лекций в институте - без специального обучения ребёнок никогда не овладеет фонематическим анализом, а это одна из основ для овладения чтением и письмом. А для обучения этим операциям необходимо опираться на слаженную работу всех анализаторов и зрительного и слухового и кинетического. У глухих детей слуховой анализатор отпадает сразу. Естественно,что с ними вся работа идёт на зрительном анализаторе, как наиболее сохранном. Так получается, что для работы с нормальными детьми мы должны забыть о слуховом анализаторе и делать упор на зрительный. А как же знаковая функция сознания, коей и письмо является, где знаками(буквами) мы замещаем звуки.
При обучении фонематическому анализу нормальный логопед никогда не будет использовать только звуки. Как мы проводим звуковой анализ слова - только с картинкой или с написанным словом (это уже в подготовительной гр). И слова и картинки подбираются такие, чтобы звуки в них слышались чётко: дом,дым, Осы, Окна, роза и т.д. сами всё знаете.Опять все анализаторы работают. И дети, которые вышли из логопедической группы очень редко имеют проблемы с чтением. Проблема как раз в том, что в обычных группах этому уделяется очень мало внимания. ЗКР или звуковая культура речи, почти исчезла из занятий. Занятия по развитию речи заменили ознакомлением с окружающим. Вот откуда ноги растут. С автором этой статьи согласна в одном: раньше учили лучше, потому что больше времени уделялось русскому языку, а не основам проектирования, ОБЖ и т.д. Но это только моё мнение.
» 7.2.09 17:09 Профайл

Dasha Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 22.3.07
Я на все 100% согласна с Легой! От себя хочу добавить:
1. проводить конкурс по грамотности в разных странах неправильно, т.к. трудно учесть при этом сложность языка. Не забывайте, что русский язык - один из самых сложных языков в мире. У нас огромное количество правил. Одни и те же слова пишутся в разных случаях по-разному, и здесь вариант запоминания зрительного образа уже не подходит!
2. Одно дело, когда ребёнок сделал орфографическую ошибку, а другое когда ошибки в сильной позиции, например, вместо лампа пишут ломпа, вместо сук - сух и т.д.. Или, например,нет границ слов!
3. Моё мнение, что больше сложностей у детей стало из-за непонятной гонки в новоявленных программах. Раньше мы целый год по 4-х летке изучали букварь, а сейчас полгода и погнали дальше...., чуть ли не физику уже в начальной школе преподают!!!!!!!
Вот зрительный образ и не сформирован у детей!!!!! И рука не окрепла. Слышала, что уже в первом классе сразу в толстую линейку пишут - бред!
4. Да! Раньше обходились без логопедов!!! Но и грамотность населения составляла 4%! Остальные с 5 лет работали в полях!

Оптимальный вариант - уделять больше внимания зрительному образу, а принцип ОГ (аналитико-синтетический) оставить на месте!
Кроме того, у нас в истории России уже был принцип обучения грамоте, основанный на запоминании слогов и слов! От него отказались, т.к. дети учились читать по слогам чуть ли не 4 года, и многие так и не овладевали грамотой!
Вперёд в прошлое !!! Видимо, скоро вернёмся в пещеры!!!!!!!
» 8.2.09 14:11 Профайл

Матрешка Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 10.3.08
Рейтинг: 3
Откуда: Северо-Кавказский федеральный округ
Dasha,
Цитата:

Слышала, что уже в первом классе сразу в толстую линейку пишут - бред!
А этот бред с неотрывным письмом. У меня сын - левша , переучивать не стали. Переписал с хрестоматии "Чука и Гека" Гайдара, сейчас 4-5 по русскому - 7 класс. Моё мнение- детям надо больше читать, развивается зрительная память. Но, естественно, не современные издания- там, тьма ошибок, а издания классических произведений тех лет "застойных".

--
"Наука не столь сильна, чтобы творить чудеса там, где господствует беспорядок"

Йозеф Ржиман
» 8.2.09 17:09 Профайл

Матрешка Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 10.3.08
Рейтинг: 3
Откуда: Северо-Кавказский федеральный округ
Dasha,
Цитата:

Видимо, скоро вернёмся в пещеры!!!!!!!
думаю, что лучше в те пещеры, чем в нынешний хаос! Раньше дети были на 2-3 головы грамотнее теперешних,которые продвинуты лишь по информатике и ненормативной лексике. С этим всё в порядке!А вот, что касается элементарных правил речевого этикета - полные 00000.

--
"Наука не столь сильна, чтобы творить чудеса там, где господствует беспорядок"

Йозеф Ржиман
» 8.2.09 17:16 Профайл

Dasha Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 22.3.07
Матрёшка
Не о том немного речь...!
» 8.2.09 22:12 Профайл

Гамма Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 31.1.07
Откуда: Москва
Ясюкова - специалист очень серьезный. За ней 30летний опыт лонгитюдного исследования эффективности различных учебных программ и лаборатория НИКСИ СПб университета.
Думаю, что сейчас никто не может статистически доказать, что один только переход на новый способ обучения грамоте обусловил повальную неграмотность. Никто же это не измерял массово, когда вводили. Но что касается механизмов формирования неграмотности - с моей точки Л.А. по большей части права. И потом, меня всегда беспокоил один вопрос: если сейчас среди первоклассников почти 40% имеют при внимательном рассмотрении ФФН, а абстрактное мышление (фундамент того самого анализа и синтеза) мы вообще перестали измерять, т.к. нечего мерять - то почему же принцип обучения не меняется? Все пытаемся безногого научить танцевать, и с упорством возвращаем его к печке?
» 9.2.09 23:31 Профайл

Мегион Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 12.4.07
Я с Ясюковой не согласна. Причины в другом. Вы посмотрите, что смотрят и в какие игры играют дети. Родители посадят детей за комп или телевизор и довольны! Надо больше играть в нормальные игры, читать, писать и будет грамотность!
» 10.2.09 18:17 Профайл
Страница 1 из 2: [1] 2 »Распечатать топик 

Поиск

Ключевые слова:    
[ Расширенный поиск ]

Права

Вы не можете начинать темы.
Вы не можете редактировать свои сообщения.
Вы не можете создавать опросы.
Вы не можете вкладывать файлы в сообщения.
Вы не можете отвечать на сообщения.
Вы не можете удалять свои сообщения.
Вы не можете голосовать.


Карта сайта
nach oben