Добро пожаловать в клуб

Показать / Спрятать  Домой  Новости Статьи Файлы Форум Web ссылки F.A.Q. Логобург    Показать / Спрятать

       
Поиск   
Главное меню
ДомойНовостиСтатьиПостановка звуковФайлыКнижный мирФорумСловарьРассылкаКаталог ссылокРейтинг пользователейЧаВо(FAQ)КонкурсWeb магазинКарта сайта

Поздравляем!
Поздравляем нового Логобуржца Хетта со вступлением в клуб!

Реклама

/  Список форумов
   /  Литература
/  Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.
Страница 2 из 2: « 1 [2]
   
Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Dasha Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Помаленьку вникаю


Регистрация: 23.3.07
Рейтинг: 32
Откуда:


Я на все 100% согласна с Легой! От себя хочу добавить:
1. проводить конкурс по грамотности в разных странах неправильно, т.к. трудно учесть при этом сложность языка. Не забывайте, что русский язык - один из самых сложных языков в мире. У нас огромное количество правил. Одни и те же слова пишутся в разных случаях по-разному, и здесь вариант запоминания зрительного образа уже не подходит!
2. Одно дело, когда ребёнок сделал орфографическую ошибку, а другое когда ошибки в сильной позиции, например, вместо лампа пишут ломпа, вместо сук - сух и т.д.. Или, например,нет границ слов!
3. Моё мнение, что больше сложностей у детей стало из-за непонятной гонки в новоявленных программах. Раньше мы целый год по 4-х летке изучали букварь, а сейчас полгода и погнали дальше...., чуть ли не физику уже в начальной школе преподают!!!!!!!
Вот зрительный образ и не сформирован у детей!!!!! И рука не окрепла. Слышала, что уже в первом классе сразу в толстую линейку пишут - бред!
4. Да! Раньше обходились без логопедов!!! Но и грамотность населения составляла 4%! Остальные с 5 лет работали в полях!

Оптимальный вариант - уделять больше внимания зрительному образу, а принцип ОГ (аналитико-синтетический) оставить на месте!
Кроме того, у нас в истории России уже был принцип обучения грамоте, основанный на запоминании слогов и слов! От него отказались, т.к. дети учились читать по слогам чуть ли не 4 года, и многие так и не овладевали грамотой!
Вперёд в прошлое !!! Видимо, скоро вернёмся в пещеры!!!!!!!
» 8.2.09 14:11 Профайл

Лега Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Помаленьку вникаю


Регистрация: 28.8.08
Рейтинг: 24
Откуда: Самарская обл.


Статья вызывает очень противоречивые эмоции.Какая то доля истины в ней есть. а именно то, что дети стали чаще писать безграмотно. Но причины этого вовсе не в засилии фонематического метода.В статье не увидела серьёзных исследований и статистики, общие выводы и своё видение этой проблемы. А логопедов вообще опустили ниже уровня плинтуса. "Естественно, логопеды к этому не готовы, но они работают много и делают, что могут, но радикально выправить ситуацию они не в состоянии. Если они усердно занимаются формированием фонематического слуха, то неграмотность ребенка только закрепляется." Получается логопеды, получившие специальное образование, имеющие опыт работы ничего не умеют и не могут. А психолог, работающая с ГЛуХИМИ детьми прекрасно справляется со своей работой и нашла причину общей безграмотности. Но по порядку.

Письмо является сложнейшей операцией. Фонема (звук слышим) переходит в артикулему (звук прговариваем)затем в кинему( рука пишет) и только после этого в графему(зрительный образ звука - букву). Т.е в начале всегда идёт звук. А как мы должны помнить из лекций в институте - без специального обучения ребёнок никогда не овладеет фонематическим анализом, а это одна из основ для овладения чтением и письмом. А для обучения этим операциям необходимо опираться на слаженную работу всех анализаторов и зрительного и слухового и кинетического. У глухих детей слуховой анализатор отпадает сразу. Естественно,что с ними вся работа идёт на зрительном анализаторе, как наиболее сохранном. Так получается, что для работы с нормальными детьми мы должны забыть о слуховом анализаторе и делать упор на зрительный. А как же знаковая функция сознания, коей и письмо является, где знаками(буквами) мы замещаем звуки.
При обучении фонематическому анализу нормальный логопед никогда не будет использовать только звуки. Как мы проводим звуковой анализ слова - только с картинкой или с написанным словом (это уже в подготовительной гр). И слова и картинки подбираются такие, чтобы звуки в них слышались чётко: дом,дым, Осы, Окна, роза и т.д. сами всё знаете.Опять все анализаторы работают. И дети, которые вышли из логопедической группы очень редко имеют проблемы с чтением. Проблема как раз в том, что в обычных группах этому уделяется очень мало внимания. ЗКР или звуковая культура речи, почти исчезла из занятий. Занятия по развитию речи заменили ознакомлением с окружающим. Вот откуда ноги растут. С автором этой статьи согласна в одном: раньше учили лучше, потому что больше времени уделялось русскому языку, а не основам проектирования, ОБЖ и т.д. Но это только моё мнение.
» 7.2.09 17:09 Профайл

Анника Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Логобуржец


Регистрация: 17.12.07
Рейтинг: 100
Откуда: Украина


Да уж, повод призадуматься.... Сама стала замечать, что грамотно писать становиться почему-то тяжелее. Но у нас еще добавляется проблема двуязычия - ведь государственный язык у нас украинский, и его везде используют и заставляют внедрять (хочешь - не хочешь, можешь - не можешь).
А в детстве особых проблем не было - и училась хорошо и читала много. А вот как раз чтение и давало ту основу грамотности - все запоминалось зрительно. Это и мама мне с детства говорила - будешь больше читать, будешь диктанты хорошо писать. Так что на себе это проверила, действует :) Сейчас читать и некогда особо, только по профессии, да что-то необременительное. Вот наверное и в этом тоже причина. Каждое слово теперь обдумываешь.

Конечно, я не считаю, что над развитием фон. слуха в д/с не нужно работать. Нужно. Но попутно работать с кассами букв и слогов - раньше мы все через это прошли. Да, и уже обсуждался на форуме вопрос изучения в д/с букв Я Ю Е ....

А у нас детей учат звуковому анализу, при этом говорят, что по программе мы не должны их с буквами знакомить (у нас в стране подготовительные группы отменили, дети идут в 6 лет в школу,поэтому сад не готовит их к школе). Да, программа не предусматривает этого, но тогда зачем такой упор на этот самый анализ? И логопед все равно знакомит с буквами, учит читать, писать, просто не пишет это в планах. Вот так обстоят дела у нас.
Статья напомнила, что сейчас везде тотальная безграмотность, это так и есть и бороться с этим надо. Будет у автора побольше сторонников и смогут они разработать что-то новое и полезное - мы с удовольствием воспользуемся, перестроимся, - лишь бы нужный эффект был достигнут.
» 7.2.09 13:56 Профайл

LyusiDen Re: Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Пока еще застенчивый


Регистрация: 5.12.08
Рейтинг: 6
Откуда: РБ


Интересная статья. Рассказала знакомой учительнице, она согласна на 100%. Я не на 100, но то, что она даёт повод для того, чтоб задуматься - это точно.
Дети действительно мало пишут, не учат правила. У меня сын учится по системе "Эльконина-Давыдова", на уроке больше слушают учителя, чем пишут. Многие учителя, работающие по этой программе, дают очень много дополнительных заданий из других пособий, чтоб хоть как-то компенсировать недостатки системы. Материал преподносится в каком-то "завуалированном" виде, чтоб понять, надо обладать логическим мышлением. В классе по русскому 3 "5"-ки. а это сильный класс в гимназии.

--
Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее.
О. Бальзак
» 7.2.09 13:09 Профайл

Витаминка Ваше мнение о статье Ясюковой Л.А.

Логобуржец


Регистрация: 6.9.08
Рейтинг: 838
Откуда:


Увидела эту статью и захотелось услышать мнение коллег. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

В посвященном детской психологии child_psy обсуждают статью Л.А. Ясюковой "Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников" (2007 год). Чем отличается современный метод обучения русскому языку от того, что использовался раньше?

sova_i_zerkalo
Основная причина неграмотности школьников (и уже не только) - в методике обучения русскому языку. В середине 1980-х годов эта методика изменился изменилась. Раньше детей учили прежде всего запоминать, как пишутся слова. В результате формировалась зрительная доминанта - при письме ребенок ориентировался на зрительный образ слова. Новый метод обучения грамоте строится на анализе звукового состава слова. Цитирую статью: "Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, первичным, а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны". В результате дети начинают писать так, как слышат: йожык, йащик, зельоный, йула. Вот, оказывается, откуда пошел албанский язык - его учат в школе. Считается, что чем лучше ребенок слышит звуки, которые входят в состав слова, тем грамотнее он будет писать. Однако в русском языке далеко не все как слышится, так и пишется, поэтому результат оказывается ровно обратным: если 20 лет назад "подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок", то сейчас " таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится."
[...]
В исследовании, проведенном в 2000 году в рамках программы Program for International Student Assessment (PISA), изучалось чтение и грамотность 15-летних учащихся 32 стран (4). Наиболее грамотными были признаны учащиеся Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Ирландии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции, Австрии (1-10 места). Французские школьники заняли 14-е место, американские — 15-е, испанские — 18-е, итальянские — 20-е, немецкие — 21-е, школьники России оказались на 27-м месте. Замыкали список учащиеся Мексики и Бразилии. Если еще учесть, что исследование проводилось среди 15-летних подростков, т.е. в 9-10-х классах, до которых у нас не добираются полностью неграмотные учащиеся, то каков на самом деле уровень грамотности среди молодежи (и не только среди молодежи) в нашей стране? К сожалению, уже никого не удивляет многообразие ошибок даже в печатных текстах (книги, газеты, журналы), которые остаются, несмотря на встроенную в компьютерные программы проверку правописания. За последние десятилетия все к этому привыкли, успокоив себя ссылками на сложность русского языка.

Сложность заключается в том, что в русском языке нет взаимно однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. При этом известно, что писать надо не так как слышится, а в соответствии с принятой графикой изображения и правилами написания. Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее — с правилами построения предложений и написания текстов. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате, подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок. (Сегодня таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится.) Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. И после этого мы удивляемся повальной неграмотности. Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности — в недостатках развития фонематического слуха современных детей. И начинают развивать этот слух со старшей, а иногда и со средней группы детского сада. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова, а логопеды помогают им преодолевать дефекты звукопроизношения. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если: 1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием; 2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ (4 с. 152). Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.

Однако любой педагог, логопед, психолог может прийти в школу, где обучаются глухонемые дети. (Я в такой школе работала 4 года.) У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее, большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

[...]
Сегодня все эти особенности неграмотного письма принято квалифицировать как логопедические ошибки, а ребенка, который их допускает, отправлять к логопеду на коррекционные занятия. На самом деле, суть проблемы состоит в том, что мы сначала обучаем детей писать так, как они слышат, а потом пытаемся бороться с тем, чему научили. До конца 80-х годов прошлого века мало кто слышал о логопедах. Изредка они появлялись в детских садах, проверяли особенности произношения и учили детей правильно выговаривать слова. В школах они не работали, дети и без них успешно осваивали грамоту. Ситуация изменилась после того, как начальная школа перешла на новую программу по русскому языку. Сегодня, несмотря на различие авторов и кажущееся обилие учебников, основу любой программы составляет метод фонематического анализа речи. Фактически — программа одна и дефекты обучения везде одинаковы. И в каждой школе теперь есть логопед, и работы у него исключительно много. Можно сказать, что работа современного логопеда заключается в том, чтобы исправлять неграмотность, которая формируется у учащихся под влиянием рекомендуемого педагогами и психологами дошкольного обучения и программ начальной школы. Естественно, логопеды к этому не готовы, но они работают много и делают, что могут, но радикально выправить ситуацию они не в состоянии. Если они усердно занимаются формированием фонематического слуха, то неграмотность ребенка только закрепляется.
[...]
Традиционным стало выделение невнимательности в качестве основной из причин неграмотного письма. С позиций здравого смысла это представляется очевидным. Соответственно, предлагается масса упражнений на тренировку внимания. Однако моя более чем 20-летняя практика работы в школах показывает, что подобные умозаключения не вполне корректны. Сама по себе тренировка внимания, безусловно, полезна, но этого недостаточно для того, чтобы дети писали грамотно. Мои исследования (что отражено в публикациях) показывают, что и при высоком уровне произвольного внимания многие учащиеся и начальных, и старших классов пишут неграмотно. И, напротив, детей, страдающих легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ММД), или, как принято по современной терминологии, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), можно научить писать грамотно и не допускать ошибок по невнимательности. Даже в тех случаях, когда не удается вылечить само заболевание, можно (именно этим я и занимаюсь) заменить оперативный контроль логическим программированием, и дети пишут грамотно, не допуская ошибок, несмотря на диагноз СДВГ.
[...]
Опубликовано в Национальном психологическом журнале №1(2),2007г.
» 6.2.09 19:04 Профайл
Страница 2 из 2: « 1 [2]Распечатать топик 

Поиск

Ключевые слова:    
[ Расширенный поиск ]

Права

Вы не можете начинать темы.
Вы не можете редактировать свои сообщения.
Вы не можете создавать опросы.
Вы не можете вкладывать файлы в сообщения.
Вы не можете отвечать на сообщения.
Вы не можете удалять свои сообщения.
Вы не можете голосовать.
- Генерация страницы: 0.09 секунд -