Форум


/  Список форумов  :  /  Логопедия  :  работа с детьми с нарушением зрения
   
работа с детьми с нарушением зрения

ЯНА Re: работа с детьми с нарушением зрения

Младший пользователь


Регистрация: 25.6.07
Рейтинг: 41
Откуда: Ленинградская обл.
Мне близка эта тема, тоже могу помочь.
» 26.10.08 11:42 Профайл

Аrtemida Re: работа с детьми с нарушением зрения

Помаленьку вникаю


Регистрация: 13.12.06
Рейтинг: 39
Откуда: Новокузнецк
E-Lenka,
я могу поработать... Время свободное есть... Тем более сейчас...Высылайте, сделаем.
» 26.10.08 02:41 Профайл

E-Lenka Re: работа с детьми с нарушением зрения

Модератор


Регистрация: 22.11.05
Рейтинг: 150
Откуда: Беларусь, Гомель
есть материал по работе с данной категорией детей, но его нужно обрабатывать, чтобы выложить на сайт! Если есть желающие - могу выслать материал для обработки
» 25.10.08 23:07 Профайл

SVK Re: работа с детьми с нарушением зрения

Пока еще застенчивый


Регистрация: 13.7.08
Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской / Особенности работы с детьми с нарушением зрения/
Лапп Е. А. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ /Планирование и конспекты/ 2006

Перечень необходимой литературы:
1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей : (учеб.-метод. пособие) / Л. С. Волкова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л., 1991. - 44 с. - Библиогр. : с. 42-43 (19 назв.). Шифр РНБ: 91-4/9747
2. Волкова Л.С. Методические материалы к логопедическому обследованию детей с глубокими нарушениями зрения // Принципы и методы коррекции нарушений речи. - СПб., 1997. - C. 3-9.
3. Королева Н.В. Дифференцированный подход к коррекции речи детей с нарушением зрения и пути его реализации // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. - СПб., 1999. - C. 105-108.
4. Лукошевичене А.Л. Особенности формирования смысловой стороны речи у слабовидящих дошкольников : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Л. Лукошевичене ; АПН СССР, НИИ дефектологии. - М., 1987. - 17 с. - Библиогр. : с. 17 (8 назв.). Шифр РНБ: А87/11717
5. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением : пособие для логопедов / В.Л. Нападовская. - М. : Классикс Стиль, 2003. - 46 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). Шифр РНБ: 2003-4/8924
6. Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Новичкова ; Ин-т коррекц. педагогики РАО. - М., 1997.-16 c. - Библиогр. : с. 16.
7. Соболева А.В. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М. ; Новокузнецк, 2003. - C. 99-103.
8. Фадина М.Ф. Влияние наблюдений в природе и пейзажного искусства на развитие образной речи слабовидящих школьников (V-VII кл.) : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Ф. Фадина ; АПН СССР, НИИ дефектологии. - М.,1987. - 16 с. Шифр РНБ: А88/2125
9. Чигринова И.П. Развитие речи слабовидящих учащихся / И.П. Чигринова ; НИИ педагогики УССР. – Киев : Рад. шк., 1983.- 120 c. - Библиогр. в конце кн.
Для более глубокого изучения темы см. материалы по тифлологии в Путеводителе по библиографическим и справочным ресурсам по педагогике и образованию:
1. Воспитание и обучение глухих и слабослышащих : библиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых. - М., 2001. - 102 с. (456 назв.). Подробнее: <http://www.nlr.ru:8101/res/inv/cn/tiflologia1.html >
2. Литература по тифлологии : реф. сб. / Рос. гос. б-ка для слепых. - М., 1998 – .
2. Зарубежная литература по тифлологии : реф. сб. / Рос. гос. б-ка для слепых. - М., 1998 – . Подробнее: <http://www.nlr.ru:8101/res/inv/cn/tiflologia7.html>
См. также в Сети материалы на сайте: Институт Коррекционной Педагогики РАО <http://ise.iip.net/>.
» 7.9.08 00:05 Профайл

SVK Re: работа с детьми с нарушением зрения

Пока еще застенчивый


Регистрация: 13.7.08
Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей // Дефектология. 1982. № 5.
Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. 1990. № 4.
Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. 1989. № 4.
Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых: Метод. рек. / Сост. С.А. Покутнева. 1989.
Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Дисс. канд. пед. наук. 1997.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли - сад - начальная школа. М., 1999.
» 6.9.08 23:42 Профайл

SVK Re: работа с детьми с нарушением зрения

Пока еще застенчивый


Регистрация: 13.7.08
И. А. Космачева
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Часто в специальные (коррекционные) учреждения III и IV видов поступают дети, имеющие помимо основного дефекта — зрения, недостатки речевого развития (ФН, ФФН, ОНР). Осуществлять коррекцию дефектов *Скрытый текст* необходимо с учетом их зрительных особенностей. Кроме того, в процесс логопедической работы необходимо включать упражнения, способствующие компенсации зрительной недостаточности.

Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание учителем-логопедом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей (VIS) и уровня развития зрительного восприятия.
Логопеду, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера:
Острота зрения Размер пособий
0,4 и выше 2 см
0,2-0,3 2—3 см
0,05-0,1 3-4 см
0,01-0,04 4-5 см

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Учитывая это, логопед должен иметь в работе двусторонний фланелеграф со светло и темной стороной, а также подставь для соблюдения 45-градусного угла в направлении взора ребенка на картинке. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия, афакия и т.д., а также особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.
Зрение отличается от других органов чувств тем, что зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сен сорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Такую же трехуровневую систему зрительного включения необходимо представлять и в логопедической работе при предъявлении детям с нарушениями зрения пособий.
Логопеду важно знать, что все средства должны быть направлены на приобретение ребенком умений и навыков, необходимых ему для осуществления ориентировки в окружающем мире, и формировать их надо на позитивном интересе к окружающему миру. Логопедические занятия должны строиться на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть «здесь и сейчас», с использованием методов и приемов для снятия отрицательного фона в настроении, в привитии ребенку желания заниматься с интересом.
Необходимо стремиться развивать у детей желание достигать положительный результат в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. Это очень важно для становления здорового психического состояния детей, поэтому в работе по коррекции и развитию речи дошкольников с нарушениями зрения логопедом должны использоваться элементы психогимнастики и мимических разминок у зеркала. В процессе коррекционной работы следует обеспечить развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.
Большое значение при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет осуществление индивидуального подхода. В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объема памяти.
Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о предметности окружающего мира ученые связывают с трудностями опредмечивания геометрических фигур. Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей.
Например, в решении задач обобщения и классификации можно использовать различного назначения перфокарты: «На что похоже?» (предмет, его форма), «Чем отличается?» (форма предмета, его цвет) и т.д. Все задания при этом должны предусматривать словесное обозначение объектов окружающего мира. Следует учить детей отвечать на вопросы: Что это? Как называется? На какую геометрическую фигуру похож?
При монокулярном характере зрения у детей с амблиопией и косоглазием отмечаются затруднения в усвоении учебного материала, особенно того, где необходима зрительная ориентировка.
Процесс прослеживания ряда элементов усложнен нарушением глазодвигательных функций. Учеными была обнаружена взаимосвязь нарушений локализации и фиксации с трудностями нахождения объекта в ряду множеств. Эти трудности обусловлены двоением, наслоением одного объекта на другой при направленном взоре ребенка на картинный (предметный) ряд. Следствием в нарушении глазодвигательных функций являются трудности в предметно-практических действиях.
В этих случаях логопед должен использовать в коррекционной работе задания, требующие прослеживания элементов в ряду: «Какой по счету?», «Назови все желтые предметы», «Перечисли только овощи» и т.д.
Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки представлены в логопедической работе в разделе предложно-падежного управления при использовании предлогов. Ведь только при точном понимании и использовании ребенком в речи предлогов (из, над, под, на, из-за, с(со), из-под, к) и таких понятий, как «выше — ниже», «дальше — ближе», «слева — справа», «близко — далеко», можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.
Из-за сниженной остроты зрения, нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности, стереоскопичности и глазодвигательной функции снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза, в результате чего дети с амблиопией и косоглазием очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, при пересказе и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве.
Дети с нарушениями зрения не всегда правильно понимают взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире (Ваза упала, потому что разбилась). Они затрудняются в классификации и дифференцировке предметов по их общим отличительным или специфическим свойствам («Что бывает зеленым?», «Расскажи про лимон, какой он?»). Эти трудности обусловлены недостаточностью конкретной информации об окружающем их реальном мире предметов, явлений.
целом можно сказать, что нарушение процесса развития зрительного восприятия при патологическом характере зрения ребенка осложняет формирование его чувственно-практического опыта. У дошкольников проявляется неуверенность в своих силах, снижается стремление доводить начатое дело до конца. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности логопеду необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики, а также предусмотреть смену видов деятельности на занятии.
У детей с нарушениями зрения отмечаются сниженные возможности в зрительно-пространственной ориентировке из-за некоординированности, нарушения скорости и ритма движений. Это проявляется и в недостаточном развитии предметно-практических действий из-за недостаточности организации моторных движений глаза и руки.
Наши наблюдения свидетельствуют, что у детей с нарушенным зрением отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки, замедленность и застревание на одной позе.
Для логопеда, работающего с такими детьми, имеет особое значение развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук. Данное направление является особенно актуальным в плане подготовки руки ребенка к письму. Развивать моторику можно с помощью пальчиковой гимнастики, включающей пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, явлений природы и пальцевые инсценировки сказок, историй, потешек.
При выполнении пальчиковой гимнастики активизируется тонкая моторика, расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и собственного речевого творчества. Совершенствовать мелкую моторику можно и выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (волны, снежинки, клубы дыма, струи и капли дождя, лучи солнца, трава, деревья, забор и т.п.), дорисовывая недостающие детали у предметов, выполняя обводку по трафаретам и штрихуя по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивая контурные изображения в заданных параметрах пространственного расположения, рисуя по клеточкам различные предметы.
Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные действия в двухмерном пространстве листа, готовят руку к письму, развивают зрительное восприятие и внимание. Кроме того, в ходе таких упражнений дети легче усваивают категории множественного числа именительного, родительного, творительного и предложного падежей, согласование числительных с существительными и прилагательными, не затрудняются в образовании прилагательных от существительных, употреблении различных предлогов.
Моторные упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами (застегивание пуговиц, различного вида шнуровки на лекалах, упражнение с мозаикой, конструктором, игровые задания по моделированию букв, выкладыванию предметов из спичек, семечек, ракушек, рисовых зернышек, каштанов, шерстяных ниток и т.п.), особенно важно использовать в работе с детьми с амблиопией и косоглазием для выработки у них зрительно-перцептивного контроля.
Тренировке важнейших зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и локализации способствуют обводки по трафаретам, зрительные диктанты и т.д. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического действия (рисование, проведение различных линий, частичные и полные обводки, заданные штриховки) является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в развитии двигательных навыков и умений.
Задания на развитие зрительно-моторной координации способствуют и активизации зрительных анализирующих действий по фиксации формы объектов, ориентировке в микропространстве (на плоскости листа, фланелеграфа, стола).
Безусловно, при выстраивании всей системы логопедической работы важно знать возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного ребенка. Предлагаемая ребенку деятельность с учетом его «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), по мнению профессора Плаксиной Л.И., должна быть направлена на раскрытие тех психофизических возможностей ребенка с нарушенным зрением, которые он сам в себе раскрыть не может.
В коррекционной работе наряду с задачами речевого развития ребенка с нарушенным зрением учителю-логопеду необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта отражения, познания, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно-двигательного, зрительно-двигательного, зрительно-осязательного, зрительно-слухового.
В целом правильная постановка задач коррекционно-развивающего обучения помогает уточнить, конкретизировать и обогатить зрительные впечатления детей, а также развить их творческое воображение. Например, в заданиях типа «Собери букву из частей», «Разрезная картинка» дети учатся понимать взаимосвязь между целым предметом и его частью, соотносить эти части и понимать отношения величины между половиной и четвертью и т.п.
Важно всегда помнить, что, развивая речь ребенка с нарушениями зрения, мы формируем процесс приема и передачи вербальной и невербальной информации и процесс этот направлен прежде всего на познание ребенком себя и оценку самого себя посредством других людей. Поскольку у детей с нарушениями зрения отмечается снижение уровня эмоционального фона восприятия, недостаточность развития мимической и пантомимической выразительности, то развитие перечисленных характеристик является важной составляющей коррекционного обучения.
При обедненном состоянии средств мимики и пантомимики дети испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния и зачастую не способны улавливать направленные к ним бессловесным образом сообщения в любых речевых контактах. Развитие мимических и пантомимических средств позволяет снять враждебное отношение к окружающим, развивает умение спокойно общаться, понимать настроение других, учит ценить себя, потому что, обретая мир с самим собой, ребенок переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими. Ребенок становится счастливым, когда эти отношения служат его развитию.
В ходе коррекционно-логопедической работы логопед должен стремиться формировать у ребенка чувство симпатии и внимательное отношение к собеседнику, способность к самоуважению и сопереживанию, навыки самоконтроля.
В заключение хочется отметить важнейшую роль игровых моментов в коррекционно-развивающей работе на логопедических занятиях, которые позволяют повысить работоспособность детей с нарушениями зрения. Большое значение имеет и цветовая насыщенность демонстрационного материала, которая позволяет учебный материал превратить в легкую, доступную, интересную для ребенка игру.
Литература
Литвак А. Г. Тифлопсихология. — М., 1985.
Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / Под. ред. Земцовой М.И. — М., 1978.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. — СПб., 1995.
Поваляева М.А. и др. Педагогические основы логопедической помощи. — Ростов-на-Дону, 1996.
Поваляева М.А. Неврологические основы логопедии: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 1997.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения (дидактический материал). — М., 1985.
Ремезева Л.А. Коррекционно-педагогиче-ская работа с детьми с нарушениями зрения в процессе обучения конструированию.— М., 1998.
Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии //Дефектология, 1991, № 5, с. 10-14
» 6.9.08 23:38 Профайл

Гость работа с детьми с нарушением зрения

Гость

Здравствуйте! Я работаю логопедом на логопункте. Пока я была в декрете, у нас в д/с открылись группы для детей с нарушением зрения. Кто-нибудь может поделиться опытом работы с такими детками? Нигде не могу найти литературу по этому вопросу. И еще. Может кто подскажет как расчитывается ставка работы на таких группах.
» 5.9.08 15:36
Распечатать топик 

Поиск

Ключевые слова:    
[ Расширенный поиск ]

Права

Вы не можете начинать темы.
Вы не можете редактировать свои сообщения.
Вы не можете создавать опросы.
Вы не можете вкладывать файлы в сообщения.
Вы не можете отвечать на сообщения.
Вы не можете удалять свои сообщения.
Вы не можете голосовать.


Карта сайта
nach oben