Модератор
Регистрация: 13.6.05
Рейтинг: 90 Откуда: Алтайский край
|
|
Если ребенок правильно произносит верхние «ш» и «ж», получить фрикативное «р» нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему «ж» при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закрепить фрикативное «р» на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, что бы полученный звук произносился при достаточном напоре выдыхаемого воздуха и минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. При выработке вибрации необходимо быстро повторять на одном выдохе звук «д», артикулируемый особым образом: при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы «d». Упражнение начинается с двух-трехкратного равномерного повторения звука («дд», «дд», «дд»..., «ддд», «ддд», «ддд»...), затем в тех же сериях звуков усиливается последний звук («дД», «дД», «дД», «ддД», «ддД», «ддД»...), а также и из многократного повторения звука как равномерного («ддддддд»...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего .звука серии («ддД», «ддД», «ддД», «ддД»). Можно также ис пользовать в качестве исходного звука «т» («тд», «тд», «тдд», «тдд»). Работать должен только язык при статичном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука «д» завершается гласными «а» или «ы» («дда», «дда», «дда»..., «дды», «дды», «дды»..., «ддда», «ддда», «ддды», «дддды»... или «тдда», «тдда»..., «тдды», «тдды»...). Еще один прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного «р» под язык подкладывается зонд с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево принудительно вызывается колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда можно использовать собственный палец ребенка, предварительно вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. Еще звук «р» ставится от «Грибка»: при присосанном языке нужно резко выдохнуть на кончик языка.
-- |
|