Форум


/  Список форумов  :  /  Обмен опытом  :  Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет
Страница 1 из 3: [1] 2 3 »
   
Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Pyatnitsa Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Модератор


Регистрация: 5.3.07
Рейтинг: 34
Откуда: г. Минск
Мы не спорим о терминах - это занятие безнадежное. Главный вопрос: если у ребенка нарушение, он нуждается в помощи. Если не считать отставание в появлении звуков нарушением/недоразвитием ("всё больше детей у которых звуки самостоятельно появляются в речи позже общепринятых сроков: шипящие к 4,5-5 годам, соноры - к 7 годам и позже") то в школу будет идти не 17-23% дислаликов, как сейчас, а значительно больше. Ведь мы не можем вмешиваться в возрастную норму ... хоть и ее индивидуальный вариант
» 7.10.07 18:44 Профайл

Апрель19 Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Пока еще застенчивый


Регистрация: 25.4.07
Рейтинг: 5
Да, мне знакомо это определение, и то, как трактует В.И.Селивёрстов физиологическую дислалию. Но моё личное мнение заключается в том, что нарушение звукопроизношения и отставание от сроков онтогенеза - это разные вещи. Индивидуальный вариант нормы не всегда является дизонтогенезом. Впрочем, вопрос философский... :-)
Физиологические недостатки звукопроизношения носят естественный характер. Там ещё ничего не нарушилось, поскольку не успело сформироваться.
» 7.10.07 18:06 Профайл

Pyatnitsa Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Модератор


Регистрация: 5.3.07
Рейтинг: 34
Откуда: г. Минск
Апрель19,
Цитата:

Не забывайте о таком явлении, как "физиологическое косноязычие" (выражаясь старыми терминами).
То, что Вы обозначили термином "физиологическое косноязычие" в современной логопедии носит название "ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ" (Словарь под ред. В.И. Селиверстова). Заметьте: все-таки ДИСЛАЛИЯ. И дальше он отмечает "Физиологическая дислалия - возрастное нарушение поизношения".
» 7.10.07 16:24 Профайл

Апрель19 Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Пока еще застенчивый


Регистрация: 25.4.07
Рейтинг: 5
Цитата: что же нужно поставить ребенку 4 лет, если у него нарушено произношение одной или нескольких групп звуков, если нельзя писать "дислалия"?( И там явно нет дизартрии)
Не забывайте о таком явлении, как "физиологическое косноязычие" (выражаясь старыми терминами). Если ребёнок в 4 года заменяет шипящие свистящими, а соноры пропускает или опять же заменяет (например, р на л) - возможно, его артикуляционный аппарат ещё недостаточно сформировался, а фонематический слух не "дозрел" для таких сложных звуков. Это не дислалия и не дизартрия, а временные возрастные особенности (не недостатки) произношения.
По моим наблюдениям, сейчас всё больше детей у которых звуки самостоятельно появляются в речи позже общепринятых сроков: шипящие к 4,5-5 годам, соноры - к 7 годам и позже.
» 7.10.07 15:58 Профайл

Pyatnitsa Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Модератор


Регистрация: 5.3.07
Рейтинг: 34
Откуда: г. Минск
Masjanja,
Цитата:

"ОНР 1 ур. диагностируется с 2,5 - 3 лет, ОНР 2 ур. - с 4 лет, ОНР 3 ур. - с 5 лет, НОНР - 6-7 лет. ФФН -с 5 лет. До 5 лет не имеем права поставить ни дислалию ни ФФН".
Нет, это не так. Диагностика уровня речевого развития не завязывается на возрасте: ОНР (1 ур) может быть и у ребенка 3 лет , и у четырехлетнего и у пятилетки. Точно так же ОНР (3 ур) тоже может быть в любом возрасте после 3 лет! Грубо говоря, уровень характеризует в даном случае основную единицу речи ребенка: на 1 уровне - аморфное слово-корень, на втором уровне - простая фраза, на третьем - распространенная аграмматичная фраза. Давайте разберемся: ребенок в 3 года овладевает основами речи, т.е. по возрастной норме - фраза из 4-6 слов. Но конкретный ребенок пользуется простой нераспространенной. Это не 1 ур, а 2-ой. Выходит, ему нельзя записать этот диагноз? Но ведь у него не норма!
То же можно сказать и о произносительной стороне речи: если у ребенка в 4 года нет звуков раннего онтогенеза, то чтобы сделась заключение о ФФНР нет необходимости ждать до 5 лет!. Поймите, если нет диагноза, значит не нужна и коррекция. Таким образом все дети с нарушениями звука должны ждать до 5 лет, когда мы сподобимся поставить дислалию и начать ее исправление? Мы говорим только об одной составляющей ОНР, ведь кроме состояния фразы при постановке диагноза учитываются и другие параметры развития речи

[ Редактировано Pyatnitsa в 6.10.07 13:41 ]

[ Редактировано Pyatnitsa в 6.10.07 13:44 ]
» 6.10.07 12:20 Профайл

Masjanja Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Пока еще застенчивый


Регистрация: 29.12.06
Откуда: Омская обл.
Я начинающий логопед, да к тому же еще и самоучка. Учусь на курсах переподготовки по специальности "логопедия". По поводу формулировки логопедического заключения на лекции было сказано следующее: "ОНР 1 ур. диагностируется с 2,5 - 3 лет, ОНР 2 ур. - с 4 лет, ОНР 3 ур. - с 5 лет, НОНР - 6-7 лет. ФФН -с 5 лет. До 5 лет не имеем права поставить ни дислалию ни ФФН". Когда стала дома перечитывать лекцию, возник вопрос, что же нужно поставить ребенку 4 лет, если у него нарушено произношение одной или нескольких групп звуков, если нельзя писать "дислалия"?( И там явно нет дизартрии) Может быть указываем только вид нарушения (сигматизм, ротацизм и т.д.)? Хотелось бы узнать мнение опытных логопедов. Спасибо.
» 6.10.07 09:38 Профайл

JuliV Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Пока еще застенчивый


Регистрация: 22.12.06
Рейтинг: 10
Цитата:

Kladik пишет:
JuliV, а я вот думаю (точнее ступорю).
Можно ли говорить о ФФНР, ФНР в возрасте с 3-х до 4-х?
Мне кажется ( а это не значит, что так оно и есть), что фонем.воспр. формируется к 4-м годам, а потом совершенствуется.
Вобщем, как это может выглядеть у ребёнка?
Автору.
Я бы до 3,4-3,6 ставила бы ЗРР, а потом ОНРы, а в скобочках приписывала бы:диз.компонент мото.алалия(подтвержд./опроверг. после консульт.невропатолога). Честно говоря,стёрт.диз и мото.алалии мы не имеем право писать, да и не нужно (особенно начинающим логопедам)


А мне кажется, что фонематическое восприятие в норме формируется достаточно рано, иначе дети бы не различали сходные по звучанию слова типа куп-куп, кап-кап., и т.п. фонема - минимальная смыслоразличительная единица,а в 2 года (заглянула в лекции, чтобы не опозориться :) ), происходит соединение речи и мышления и процесс развивается по нарастающей.
Вот резюме из лекций: к 3-м годам ребёнок должен пользоваться развёрнутой фразой и овладевает фонетическим строем родного языка (допускается неправильное произношение шипящих и соноров)

Диагнозы стёртая дизартрия, алалия, думаю, можно ставить, опираясь на анамнез, заключение невропатолога, психоневролога. А так, я тоже ставлю сначала педагогический диагноз (ФФН, ОНР), а потом дополнительный (дислалия, дизартрия...)

Да, ещё тут на сайте Лены Даниловой нашла хорошо выполненное занятие-презентацию по пособию "Учимся слушать и слышать» М.Г. Борисенко, Т.А. Датешидзе, Н.А. Лукина. Спб: «Паритет», 2004.
на различение звукоподражаний Кап-кап и куп-куп"
Очень понравилось. Рекомендую. Особенно тем, у кого есть компьютер в кабинете. Вот бы взяться всем клубом и сделать такие презентации ко всем занятиям по этой книге. Но это мечты. Я и сама не знакома с этой программой. Единственное, может, муж научит. Вообщем, интересная работа всегда есть, было бы время и огромное желание :)
А вот ссылка на это занятие *Скрытый текст*
Раздел: Презентации, присланные читателями
» 12.3.07 23:37 Профайл

Pyatnitsa Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Модератор


Регистрация: 5.3.07
Рейтинг: 34
Откуда: г. Минск
Kladik,
Цитата:

Я бы до 3,4-3,6 ставила бы ЗРР, а потом ОНРы, а в скобочках приписывала бы:диз.компонент мото.алалия(подтвержд./опроверг. после консульт.невропатолога). Честно говоря,стёрт.диз и мото.алалии мы не имеем право писать, да и не нужно (особенно начинающим логопедам)

На мой взгляд, не следует бояться делать логопедическое заключение (так у нас в Беларуси "обзывают" диагноз). Если конкретно не поставлен диагноз - ребенок плотно не попадает в поле зрения специалиста-логопеда. А ведь промедление в логопедической коррекции - смерти подобно! Диагноз - это не последний вердикт. Всегда есть возможность понаблюдать ребенка и изменить заключение. Что касается сроков установления ОНР, моторной алалии, то современные методы диагностики позволяют ставить ранние диагнозы с большой степенью точности (к сожалению, такая аппаратура доступна только в крупных городах). По нашей нормативной базе возможно пребывание ребенка с установленным диагнозом в группе начиняя с 2-летнего возраста (Программа 1-го года обучения)

[ Редактировано Pyatnitsa в 12.3.07 20:19 ]
» 12.3.07 23:17 Профайл

JuliV Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Пока еще застенчивый


Регистрация: 22.12.06
Рейтинг: 10
В одном из альманахов института коррекционной педагогики есть хороший материал по обследованию детей 1 года жизни. Автор Разенкова Ю.А. Так и называется "Логопедическое обследование ребенка первого года жизни" Материалы там лежат в свободном доступе, есть мног интеерсного, например невербальные методики обследования интеллекта безречевых детей 2-3 лет. Автор Стребелева Е.А. Смотрите тут: *Скрытый текст*
Кому интересно и если не найдёте там, то могу выслать по почте
» 12.3.07 23:04 Профайл

Snegurka Re: Диагностика и выставление диагноза детям 3-4 лет

Пока еще застенчивый


Регистрация: 16.11.06
Есть книга Е.Ф.Архиповой "Логопедическая работа с детьми раннего возраста". Сегодня купила, так что сама еще не читала.

Из аннотации - "Единственное в практике высшей школы учебное пособие по логопедической работе с детьми первых трех лет жизни. Подробно представлен анализ детского психомоторного и речевого р азвития. Предлагается методика диагностики доречевого развития детей с перинатальной энцефалопатией и детским церебральным параличом, а также скрининговая методика обследования детей первого, второго и третьего года жизни."

Могу отсканировать и выслать, но только не скоро - сейчас совсем времени нет, а там больше двухсот страниц. Может, кто раньше сумеет?
» 12.3.07 19:07 Профайл
Страница 1 из 3: [1] 2 3 »Распечатать топик 

Поиск

Ключевые слова:    
[ Расширенный поиск ]

Права

Вы не можете начинать темы.
Вы не можете редактировать свои сообщения.
Вы не можете создавать опросы.
Вы не можете вкладывать файлы в сообщения.
Вы не можете отвечать на сообщения.
Вы не можете удалять свои сообщения.
Вы не можете голосовать.


Карта сайта
nach oben