Цитата: Kladik пишет: JuliV, а я вот думаю (точнее ступорю). Можно ли говорить о ФФНР, ФНР в возрасте с 3-х до 4-х? Мне кажется ( а это не значит, что так оно и есть), что фонем.воспр. формируется к 4-м годам, а потом совершенствуется. Вобщем, как это может выглядеть у ребёнка? Автору. Я бы до 3,4-3,6 ставила бы ЗРР, а потом ОНРы, а в скобочках приписывала бы:диз.компонент мото.алалия(подтвержд./опроверг. после консульт.невропатолога). Честно говоря,стёрт.диз и мото.алалии мы не имеем право писать, да и не нужно (особенно начинающим логопедам)
А мне кажется, что фонематическое восприятие в норме формируется достаточно рано, иначе дети бы не различали сходные по звучанию слова типа куп-куп, кап-кап., и т.п. фонема - минимальная смыслоразличительная единица,а в 2 года (заглянула в лекции, чтобы не опозориться :) ), происходит соединение речи и мышления и процесс развивается по нарастающей. Вот резюме из лекций: к 3-м годам ребёнок должен пользоваться развёрнутой фразой и овладевает фонетическим строем родного языка (допускается неправильное произношение шипящих и соноров)
Диагнозы стёртая дизартрия, алалия, думаю, можно ставить, опираясь на анамнез, заключение невропатолога, психоневролога. А так, я тоже ставлю сначала педагогический диагноз (ФФН, ОНР), а потом дополнительный (дислалия, дизартрия...)
Да, ещё тут на сайте Лены Даниловой нашла хорошо выполненное занятие-презентацию по пособию "Учимся слушать и слышать» М.Г. Борисенко, Т.А. Датешидзе, Н.А. Лукина. Спб: «Паритет», 2004. на различение звукоподражаний Кап-кап и куп-куп" Очень понравилось. Рекомендую. Особенно тем, у кого есть компьютер в кабинете. Вот бы взяться всем клубом и сделать такие презентации ко всем занятиям по этой книге. Но это мечты. Я и сама не знакома с этой программой. Единственное, может, муж научит. Вообщем, интересная работа всегда есть, было бы время и огромное желание :) А вот ссылка на это занятие *Скрытый текст* Раздел: Презентации, присланные читателями |