Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "да-нет"
Татьяна Александровна Сидорчук,
Николай Николаевич Хоменко
АНАЛИЗ СЮЖЕТНОГО СМЫСЛА СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ "ДА-НЕТ"
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Речевая подготовка ребенка к школьному обучению была и остается проблемой в дошкольной практике. При этом одна из сложных задач - формирование умения понимать литературное произведение.
Традиционный подход дает рекомендации успешности освоения ребенком сюжетного смысла литературного произведения через увеличение времени на его анализ. "Чем подробнее и дольше разбираешь текст с ребенком, тем больше он его понимает" - правило номер один работы воспитателя со связанным текстом.
Осуществляется оно через подробную проработку причинно-следственных связей взаимодействия героев и выявление их характеристик. Работа по этому правилу: ребенок отвечает на вопросы педагога, поставленные к конкретному тексту.
Например, типичные вопросы воспитателя к детям по разбору сказки "Гуси-лебеди" после ее прочтения:
-
Что наказывали родители девочке, когда уезжали на ярмарку?
-
Из-за какой черты характера сестры, братик был похищен дикими лебедями?
-
Почему девочке сначала не помогли речка, печка и яблонька? И почему в дальнейшем эта помощь была ими оказана?
-
И тому подобное...
Такой подход имеет достаточно серьезные минусы:
-
Дети, в силу своих психо-физиологических особенностей, быстро теряют интерес к анализу смысла произведения.
-
При разборе конкретных литературных ситуаций почти не видят одинаковых моделей в произведениях и не могут провести аналогии между различными ситуациями (найти аналогии между различными литературными произведениями). Другими словами, методика не развивает у детей навыков абстрагирования от конкретной ситуации и выявления аналогий.
Дошкольники испытывают затруднения в самостоятельной оценке литературных героев по характеру и взаимодействиям.
АБСТРАКТНАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТА И АЛГОРИТМ ЕЕ РАСШИФРОВКИ Нами поставлена ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: С целью поиска оптимальных средств решения этой задачи, необходимо рассмотреть, что же подразумевается под СЮЖЕТНЫМ СМЫСЛОМ литературного произведения. На наш взгляд это МОДЕЛЬ высокого уровня абстракции. Поясним. Модель конкретной (реальной или воображаемой) ситуации, описанная неким субъектом, понимается нами как литературное произведение. Работа на смысловом уровне предполагает выход ребенка из конкретной литературной ситуации на ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АБСТРАКЦИИ. Это одно из важнейших качеств творческого мышления, которое может быть развито с помощью предлагаемой методики. Формирование такого навыка как раз и позволяет решить сформулированную только что задачу. Для обеспечения устойчивого интереса к составлению смысловых характеристик литературных произведений мы используем игру "Да-Нет". Стратегия игры совпадает с общей стратегической линией решения проблем - сужении поля поиска решения без ссплошного перебора всех возможных вариантов при работе с "Икс"-объектами и их взаимосвязями с другими объектами участниками ситуации. Таким образом, предлагаемая методика помимо прочего формирует у учащихся еще один важнейший навык - сужение поля поиска вариантов решений, существенно повышающего эффективность интеллектуальной деятельности по решению проблем. Предлагается следующий АЛГОРИТМ расшифровки абстрактной модели сюжета литературного текста:
3.1. Выяснение уровня реальности (ситуация, описывающая существовавший факт в опыте детей или ситуация, описанная в литературном произведении). В приведенном примере (далее - ПР): литературное произведение. 3.2. Установления жанра произведения (стихотворение, рассказ, сказка или др.). ПР: русская народная сказка. 3.3. Выяснение признаков первого объекта (природность - рукотворность, форма, размер, цвет, части, материал, время и др). ПР: "Она" - объект живой природы, девочка. 3.4. Выяснение признаков второго объекта. ПР: "Его" - это объект живой природы, мальчик. 3.5. Установление места происходящего. ПР: "Она ходила"... - по лесу. 3.6. Установление связей между объектами. ПР: они были брат с сестрой. 3.7. Выяснение времени происходящего. ПР: лето. 3.8. Выяснение характеристик сопутствующих или предполагаемых объектов. ПР: в лесу девочка встречалась с яблоней, печкой, речкой.
|
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ТЕКСТОВ ЗАДАЧ ДЛЯ ИГРЫ "ДА-НЕТ" ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
На фоне этих целей попутно решаются задачи расширения разговорной практики, снятия психологических "зажимов", стимулирования детской активности, создание творческой атмосферы в группе и ряд других педагогических задач присущих этому возрастному периоду. Новизна предлагаемой методики состоит в том, что используемые алгоритмы составления загадок дают достаточно гарантированные результаты: дети задумываются над сюжетным смыслом литературных произведений, описывают глубинные связи между объектами, кодируя основную идею произведения, производят анализ литературного содержания. Занятия по разгадыванию и составлению задач для игры "Да-нет" вызывают устойчивый интерес к процессу осмысления литературного произведения как у детей так и воспитателейи. Как видно из приведенного во втором разделе алгоритма методика состоит из двух этапов, которые взаимосвязанны между собой:
|
ХОД РАБОТЫ ПО РАЗГАДЫВАНИЮ ЗАКОДИРОВАННЫХ ВОСПИТАТЕЛЕМ ТЕКСТОВ Цель:
Необходимое Условие: основные принципы игры "Да-Нет" должны быть знакомы детям. Ход игры: Ведущий стимулирует детские способности по составлению вопросов обобщенного характера. Ребенок, начинающий заранее перечислять и выкрикивать названия произведений, выбывает из игры. Перечень вопросов по декодированию ситуации заданной в задаче, созданной на основе литературного произведения:
Ребятами отгадывается задача для игры в "Да-Нет", объясняется уровень соответствия сюжетному смыслу раскодированного литературного произведения. При этом детям позволяется задавать вопросы в произвольном порядке. Главное, чтобы вопросы носили не перечисляющий характер. Сам процесс игры в "Да-Нет" и есть обучение умению задавать вопросы, сужающие поле поиска без сплошного перебора вариантов. Это формирует навыки классификации. Поскольку проведя классификацию по группам признаков мы уже можем не перебирать все возможные признаки, а оперировать их группами, отсекая неперспективные для решения признаки не по одному, как это обычно делается, а целыми группами. Таким образом игра в "Да-Нет" позволяет формировать еще один навык существенный для процесса решения проблем - навык обобщения и группирования - навык классификации произвольного множества признаков или объектов. Пример: Воспитателем объявляется "таинственный" текст: "Кое-кто только хотел что-то открыть из-за этого все стали счастливыми". Вопросы от детей, на которые педагог ответил "Да": - Это из мира литературы? Выяснение уровня точности "Да-Нет" и создание улучшенного варианта: "Кое-кто был любопытным и доверчивым, из-за этого его друзья стали счастливыми". |
ХОД РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДЕТЬМИ ТЕКСТОВЫХ "ДА-НЕТ" Цель: развивать способность детей кодировать основную сюжетную идею произведения. Необходимое условие: коллективный способ работы, организованный после того, как была разгадана загадка в формулировке ведущего. Ход работы:
Усложнением хода работы является индивидуализация процесса составления нового варианта "Да-Нет": переход от коллективного составления задач для игры в "Да-Нет" к подгрупповому, а, затем, индивидуальному. В процессе прохождения приведенных этапов, детьми усваивается базовая модель составления кода текста литературного произведения:
Пример № 1: Модель сказки "Три поросенка", составленная педагогом: "Он (объект1) только хотел перезимовать (его действие) и спалил шкуру гостю (следствие с объектом 2)". Уточнения, сделанные детьми: "Они хотели спастись и прогнали кого-то". "Один был храбрый, а другие трусливые". "Он хотел покушать и сам попал в котел". Пример № 2: Модель сказки "Колобок". Текст педагога: "Он отправился путешествовать и попал в беду". Уточненный детьми текст: "Они его слепили, а он убежал". "Он не послушался и попался ей". "Он любил петь песни и это плохо кончилось". |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТЬМИ ПЯТИ - СЕМИ ЛЕТ
Примеры приведенные в этой статье взяты из практики работы с детьми Тольяттинской школы "Грант" (Журавлева Н.М.), г.Самары я/с277 (Лелюх С.В.) и г.Ульяновска НМЦ №242. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленный подход может служить перспективной основой для построения технологий по обучению детей пониманию смысла сюжетных произведений, созданных средствами изобразительного искусства. |