Обучение старших дошкольников составлению связных текстов ...
Синдяева О.Н.,
Сидорчук Т.А.
ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ ФАНТАСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Введение
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, поставили на качественную ступень вопросы образования. Очевидна острая проблема педагогов: надо научить ребенка жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой творческих задач, создавать свой мир.
Мы должны учить детей жить в будущем, о котором знаем только из научной фантастики. Подсчитано, что больше половины идей, описанных Ж. Верном и Г.Уэллсом, сегодня имеют реальное воплощение в нашей жизни. Мы сейчас живем в мире реальных вещей, раньше считавшихся вымыслом. Фантастами прошлого предсказано наше настоящее.
ТРИЗ - теория, раскрывающая закономерности развития систем. Опираясь на них, можно достаточно точно прогнозировать будущее. В нем-то и будут жить наши дети. А что, если познакомить детей с некоторыми законами развития систем и научить их предсказывать будущее на возможном для их возраста уровне?
Современными исследованиями (А.Осипов и Е.Неелов) доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать тексты фантастического содержания, работать с ними.
Целенаправленная работа по обучению детей созданию текстов фантастического плана проводилась со старшими детьми в дошкольном учреждении № 178 г. Ульяновска. В течение двух лет нами была развернута исследовательская деятельность, цель которой - научить детей создавать тексты фантастического содержания, воспринимать и понимать алгоритм составления фантастического текста.
Мы заметили, что планомерная и целенаправленная работа в этом направлении приводит к формированию широких представлений о предметах и явлениях, их видоизменении в зависимости от законов развития систем. У дошкольников развивается исследовательская деятельность по отношению к объектам и явлениям. У детей появляется способность создавать связные тексты фантастического плана.
Занятия с детьми 5-7 лет проводились один раз в неделю во II половине дня как кружковая работа (перспективный план см. в приложении №1).
Общая характеристика текстов фантастического плана
Главная отличительная особенность текстов фантастического содержания - это образность с высокой степенью условности, открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого объекта1.
В основе текстов фантастического содержания - техническая или научная проблема, решение которой возможно в будущем. Используя это основное понятие, мы делали упор на научную проблему, в которой учитывались законы развития систем. Старались направить работу таким образом, чтобы на первый план выходил прогноз развития объектов, а не нарушение реальных логических связей.
Точность, конкретность признаков времени и места также присуща фантастике. Это отличает ее от сказки, где необычность, отвлеченность признаков времени и места очаровывает воображение слушателя. Еще одной отличительной особенностью фантастического текста можно считать повествование. Идет перечисление действий, событий, происходящих в окружающем мире. Особенностью произведений фантастического жанра является некая реальность, но с необычными свойствами.
Для того, чтобы научить детей составлять связное высказывание фантастического характера, их вначале необходимо познакомить с основными отличиями сказки от фантастики.
Основные отличительные особенности сказочного и фантастического текстов
Сказка |
Фантастика |
1. Ярко выражена мораль |
1. Прогноз на будущее |
2. Сказка отражает жизненный опыт |
2. Идея фантастического текста - прогресс, улучшение имеющегося |
3. Носители (герои, предметы и др.) отличаются волшебством |
3. Носители могут быть как реальными, так и фантастическими объектами |
4. Сказки «не привязываются» к конкретному месту и времени |
4. Используется конкретное время и место событий |
5. Используются выразительные средства (заклинания, повторы, специфические слова и др.) |
5. Перечисляются действия, делается упор на повествование |
Научить детей создавать тексты фантастического содержания можно с помощью системного оператора и алгоритма составления фантастического текста. Педагогическое воздействие будет успешным в том случае, если качественно проведена подготовительная работа.
Подготовительная работа по составлению фантастических текстов
Воспитателям необходимо организовать работу с картотеками текстов. Надо сравнить сказку и фантастический рассказ. На этой основе следует составить вместе с детьми схему отличительных особенностей сказочного текста от фантастического. Эта схема записывается на листе бумаги и используется на последующих занятиях.
Важным условием подготовительной работы является система игровых заданий по формированию системного мышления у дошкольников. Проводятся тренинги, как на занятиях, так и в свободное время. Дети приучаются находить функции или свойства (значения признаков) объектов, их составные части, место функционирования или обитания объекта. Особенное значение приобретают "путешествия во времени": обсуждение - каким был объект в прошлом и каким он станет в будущем.
Необходимо организовать работу по ознакомлению детей с авторскими текстами. К сожалению, так называемой ДЕТСКОЙ фантастики крайне мало. Педагоги, знакомые с законами развития систем, вполне могли бы писать для дошкольников фантастические рассказы.
Творческие задания по обучению детей анализу героев и их действий в фантастических рассказах
Название задания Цель |
Содержание |
Методические рекомендации |
«Герои бывают разные» Цель: учить детей отличать сказочных героев от фантастических |
Детям предлагается вспомнить знакомые сказки (2-3). Определить основных героев, их действия Вспомнить фантастические рассказы, фильмы (основных героев, их действия). Сделать вывод, что есть сказочные герои и фантастические |
Можно использовать с 6-6,5 лет |
«Найди друзей» Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку |
Воспитатель предлагает вспомнить героя рассказа. Например: Электроник из фантастической повести «Приключения Электроника». Затем - просит детей назвать все действия, которые он совершал. Далее - сравнить их с действиями обычного мальчика. Условие: говорить только глаголами. |
Возможное использование с 6 лет |
«Назови действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо героя |
Воспитатель называет какой-либо признак героя, а дети должны найти по нему конкретных героев из фантастических рассказов и фильмов. Например: Назовите героев-мальчиков (Электроник, Гари, Поттер и др.) Вывод: Описывая героя рассказа, недостаточно сказать просто, что это мальчик. Надо назвать его конкретные качества и действия. |
6-6,5 лет |
Основные этапы обучения старших дошкольников составлению текстов фантастического содержания
Составление текстов фантастического содержания осуществляется с помощью "чудесного экрана" (системного оператора) и "эвроритма" (метода фантазирования, основанного на законах развития систем). Обучение включает в себя три этапа.
1 этап - составление текста фантастического плана, основанного на первом уровне прогноза (удаление отрицательного свойства у реального объекта). Например: фантастический рассказ о том, как появился и использовался в быту пылесос, у которого не надо было убирать пыль из мешка - она сама складывалась в кирпичики.
2 этап - составление текста фантастического плана, основанного на втором уровне прогноза (объекта нет, а функция выполняется). Например: фантастический текст, в котором рассказывается об изобретении стен в квартирах, которые сами втягивают в себя пыль и из-за этого становятся прочнее.
3 этап - составление текстов фантастического плана, основанных на свертывании функции (в частности, не надо убирать пыль вообще, т. к. ее попросту нет). Например: рассказ о том, как люди живут в городе, где совсем нет пыли, т.к. ни одежда, ни люди ее не производят.
Остановимся подробнее на каждом этапе:
Цель I этапа - научить детей составлять связный текст фантастического содержания на основе улучшения объекта по какому-либо признаку.
Используется системный оператор (девятиэкранная схема):
В данном случае прошлое объекта не рассматривается (левая, не пронумерованная сторона).
Порядок вопросов, задаваемых детям:
-
Что это? (указание объекта) Какого его главное дело? (назначение, функция).
-
В какой класс входит объект? (классификация, группа). Место, где осуществляется данная функция.
-
Какие части есть у объекта?
-
Что плохого в объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?
-
В какой класс будет входить объект? Будет ли это та же классификационная группа? Как изменится место работы объекта?
-
Как изменятся составные части объекта? Как они будут выглядеть в будущем?
Базовый алгоритм составления текстов фантастического содержани
Базовый алгоритм составления текстов фантастического содержания остается тем же на всех трех этапах.
-
Выбор времени и места действия.
-
Выбор главного героя, его характеристика.
-
Выбор увлечения героя.
-
Определение отрицательных событий, которые мешают, вредят главному герою или его увлечению.
-
Увеличение степени идеальности главного объекта, с которым имеет дело герой.
-
Продолжение и улучшение дела героя (ИКР).
-
Вывод, прогноз на будущее.
-
Название рассказа.
В конце занятия целесообразно с детьми воспроизвести базовые шаги, с помощью которых создавался рассказ (Приложение № 2).
Цель II этапа - учить детей составлять фантастическое высказывание, в котором объекта нет, а его функция выполняется (на примере бытовой техники, транспорта, предметов обихода и т.д.)
Порядок вопросов, задаваемых детям:
-
Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция)
-
Какие части есть у объекта?
-
Что плохого в объекте? Как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?
-
Слишком много хлопот по улучшению объекта. Может, вообще от него откажемся? Самого объекта нет, а его основная функция нужна? Как и кем она будет выполняться? (Приложение № 3).
Цель III этапа - учить детей составлять связный текст, в котором сворачивается функция объекта. Контрольные вопросы формируются по модели:
Не рассматривается прошлое объекта и особого значения не придается подсистеме и надсистеме объекта.
Цепочка контрольных вопросов:
-
Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция)
-
Что плохого в объекте? Как это исправить?
-
Самого объекта нет, а его функция нужна. Что делать?
-
В далеком будущем функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему? (Приложение № 4).
Методические рекомендации
-
Освоение модели текстов фантастического содержания возможно с 6-летнего возраста.
-
Рекомендуется строить схему алгоритма составления текстов фантастического содержания вместе с детьми.
СХЕМА АЛГОРИТМА СОСТАВЛЕНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
В таблице представлен пример схематизации алгоритма, выполненной на основе предложений детей.
Героем рассказа необходимо выбирать человека, обладающего каким-либо увлечением. Дети должны иметь представления о качествах личности и о свойствах человека, необходимых для выполнения различной деятельности.
На системном операторе рассматривается объект, о котором будет вестись повествование. Например: "Утюг".
Рассматривание объекта на I этапе обучения идет следующим образом.
|
Электротехника, предмет обихода |
то же |
|
Утюг. Функция: разглаживание белья с помощью нагревания |
Улучшение имеющегося. Не ломается; сам отключается, сам себя будет ремонтировать. Размер: в зависимости от величины ткани самостоятельно меняет размер. Сам движется. |
|
Подошва утюга, ручка, кнопка, шнур, штепсель и др. детали |
Новые улучшенные части изделия |
Рассказ, составленный подгруппой детей шести лет. "История про утюг".
Однажды летом в Димитровграде произошла эта история. В этом городе жила семья: мама, папа и дочка у них была, Светочка. Света очень любила одеваться красиво, и у нее была кукла с красивой одеждой. Однажды, она пошла гулять с куклой и налетел ураган. Он испачкал и Свету, и ее куклу. Девочка пришла домой, и мама стала стирать платье Светы, а Света - у куклы. Все высохло, надо гладить. Маленькое и большое платье. Мама и Света сказали папе, что утюг неудобный - надо, что бы он был разным по размеру. Папа пошел в мастерскую к одному мастеру, и они сделали утюг раздвижной - большая подошва - гладит большое платье, а как только станет маленькая подошва - можно гладить у куклы. Мастер кнопочкой такой все это сделал. А еще он придумал пультик такой. Теперь мама телевизор смотрит, а утюг сам гладит платье. Этот новое изобретение понравилось друзьям семьи и всем людям, и мастер решил открыть свое дело и выпускать такие утюги. Все люди в мире стали пользоваться его открытием.
Определение уровня умений по составлению текстов фантастического плана
Уровень / |
пассивный |
полуактивный |
активный |
1. Перечислять особенности фантастического произведения, отличать фантастическое произведение от текста сказочного содержания |
Ребенок слушает объяснения воспитателя |
Ребенок ориентируется в схеме отличий текста сказочного содержания от фантастического произведения только по вопросам воспитателя |
Ребенок ориентируется в отличиях текста сказочного содержания от фантастического произведения без схемы, помощи воспитателя |
2. Умение составлять фантастический рассказ, основанный на улучшении имеющегося объекта |
Ребенок понимает фантастический рассказ взрослого |
Ребенок составляет фантастический рассказ с помощью воспитателя, плохо ориентируясь в алгоритме составления текста фантастического содержания |
Ребенок составляет фантастический рассказ самостоятельно с ориентировкой на схему составления текстов фантастического содержания |
3. Умение составлять фантастический рассказ, в котором объекта нет, а его функция выполняется |
Ребенок понимает фантастический рассказ взрослого |
Ребенок составляет фантастический рассказ с помощью воспитателя, плохо ориентируясь в алгоритме составления текста фантастического содержания |
Ребенок составляет фантастический рассказ самостоятельно, с ориентировкой на схему составления текстов фантастического содержания |
4.Умение составлять фантастический рассказ, в котором сворачивается функция объекта |
Ребенок понимает фантастический рассказ, основанный на свертывании функции |
Ребенок составляет фантастический рассказ с помощью воспитателя |
Ребенок составляет фантастический рассказ самостоятельно, с ориентировкой на схему |
Приложения
Приложение №1. Тематический план занятий на учебный год в старшей и подготовительной группе
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Понятие «фантастика» |
2 |
2. |
Отличительные особенности сказки |
2 |
3. |
Особенности построения фантастического произведения |
4 |
4. |
1-й уровень решения прогнозной задачи |
7 |
5. |
2-й уровень решения прогнозной задачи |
7 |
6. |
3-й уровень решения прогнозной задачи |
7 |
|
ВСЕГО: |
29 |
Приложение №2. Протокол занятия с детьми 5, 5 лет (первый уровень решения прогнозной задачи)
Тема: "Зонт"
Цель: Учить детей составлять связное высказывание фантастического плана на основе улучшения свойств реального объекта.
Материал: СО, таблицы, схемы.
Ход занятия: В: Ребята, давайте скажем гостям, чем сказка отличается от фантастического рассказа (4 отличия).
В: Сегодня мы будем составлять фантастический рассказ, и главным объектом нашего рассказа будет… (воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать картинку объекта)…. зонт.
В: Скажите, зачем нам нужен зонт? Какова его главная функция?
Д: Укрывать от воздействий явлений природы (дождь, солнце, ветер).
В: Был ли зонт раньше? Как люди укрывались от явлений природы очень давно?
Д: Листьями укрывались, старинные зонты были.
В: Скажите, к какой группе предметов принадлежит зонт?
Д: Предмет домашнего обихода.
В: Назовите части, из которых состоит зонт?
Д: Ручка, спицы, материал, кнопки и т.д.
В: Молодцы! А какие, на ваш взгляд, плохие качества есть у зонта?
Д: Размер один и тот же, цвет постоянный, нести его надо и т.д.
В: Каково противоречие по размеру?
Д: Зонт должен быть большим, чтобы много людей под ним поместились и должен быть по размеру маленьким, чтобы одному человеку было удобно.
В: А что нужно сделать для того, чтобы решить это противоречие?
Д: Зонт сам меняет размер в зависимости от ситуации.
В: Что можно придумать, чтобы зонт не носить? (Зонт сам ходит за человеком)
В: Противоречие по цвету?
Д: Он должен подходить по цвету к одежде, а так не происходит - в магазине у нас можно купить только зонт определенного цвета.
В: Что сделать, чтобы зонт всегда подходил по цвету к нашей одежде?
Д: Надо, чтоб зонт менял цвет в зависимости от одежды человека.
В: Скажите, а такой зонт в будущем тоже будет предметом домашнего обихода?
Д: Да.
В: А его части изменятся или нет?
Д: Изменятся.
В: Какие части изменятся?
Д: Материал, ручка и т.д.
В: А теперь давайте вспомним, как составляется фантастический рассказ? Какой 1 шаг? (дети воспроизводят алгоритм составления фантастических текстов)
В: Ребята, сейчас мы разделимся на команды, и каждая команда получит свое задание. Первая команда, будет составлять рассказ о том, кому понадобился зонт, меняющий размер, вторая - цвет, третья - зонт, который не нужно носить. (Дети составляют рассказы, записывая их схемами).
В: А теперь первая команда расскажет свой рассказ. Остальные слушают.
После высказываний детей воспитатель предлагает проанализировать детские рассказы по следующим вопросам:
-
Было ли начало с описанием места и времени происходящего?
-
Есть ли описание претензии к объекту и устранение плохого качества?
-
В окончании указано ли, как изобретение повлияло на жизнь людей?
-
Название?
-
Понравилось ли изобретение? Можно его нарисовать.
"Подарок на день рождения"
В городе Лондоне жила девушка. Звали ее Элен. Она любила красиво одеваться. У нее было много разных платьев. И много туфель. Она все надевала под цвет. Но в городе Лондоне всегда шел дождь. Элен надо было носить зонт. Он был у нее красного цвета. Платья были всякого цвета. Элен не нравилось, что зонт по цвету не подходил.
У Элен был жених. У него была машина, и он был умный. Он любил Элен и хотел ей сделать подарок на день рождения. Стал он думать, как сделать зонт разным по цвету. Придумал так: в ручке баллончик с краской и если надо что бы зонт был зеленым, то нажать на кнопку с зеленой краской, если надо черным - черную кнопку.
Подарил жених Элен такой зонт, ей он очень понравился, и в Лондоне стали на заводе выпускать такие зонты. Всем девушкам понравилось, потому что красивые стали они.
Составляли четыре девочки старшей группы
(дети ходят на кружок английского языка).
Приложение №3. Протокол занятия с детьми 5,5 лет (второй уровень решения прогнозной задачи)
Тема: "Люди перестали создавать зонты".
Цель: учить детей составлять текст фантастического содержания на основе описания объектов, выполняющих функцию зонта.
Материал: СО, таблицы, схемы.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять фантастический рассказ, и главным объектом нашего рассказа будет опять зонт. Давайте вспомним, зачем нам нужен зонт?
Д: Укрывать от воздействий явлений природы.
В: Какие его основные части?
Д: Материал, корпус, спицы и т.д.
В: Вспомните, пожалуйста, мы уже с вами улучшили зонт. Какой зонт мы изобрели?
Д: Зонт, который не нужно носить, он сам ходит за человеком. Зонт, который сам меняет размер в зависимости от ситуации и цвет, когда другая одежда.
В: Конечно, хорошо иметь такие зонты, но и плохо - почему?
Д: Много сил и денег надо, чтобы такие зонты создавать…
В: Ребята, а сейчас представьте, что все зонты на нашей планете исчезли, люди перестали их выпускать. Что же делать? Людям по-прежнему нужно укрываться от явлений природы. Какие объекты могут намного лучше выполнять дело зонта?
Д: Над нашим городом появляется специальная пленка, оболочка. Она защищает нас от дождя, снега, ветра.
В: А теперь вспомним, как составляется фантастический рассказ. (Дети воспроизводят алгоритм составления фантастического текста.)
Далее дети составляют рассказы, записывая их схемами. В конце занятия дети самостоятельно анализируют рассказы друг друга, учитывая качество описания самого изобретения.
"Город со стеклянной крышей"
Однажды в будущем на Землю прилетят инопланетяне. Они будут друзья наши. И всему интересному будут учить людей. Люди часто будут ездить на другую планету, и инопланетяне - к нам. Плохо для космических ракет - тучи и дождь. Ракеты стали мокнуть и плохо летать. Стали думать люди, как уберечь корабли и города от дождя и придумали стеклянную крышу. Теперь не надо зонты людям, стеклянная крыша закрывает город и космодром. Как только корабль хочет взлететь, так сразу окно в крыше открывается, и он взлетает, а как дождь начинается, то окно над городом закрывается. Если надо траву и деревья полить, так окно опять открывается, но только когда нет космического корабля. Он в космосе летит. А там дождя нет.
Составили трое мальчиков старшей группы.
Приложение №4. Протокол занятия с детьми 5,5 лет (третий уровень решения прогнозной задачи)
Тема: "Регулировка дождей".
Цель: Продолжать учить детей составлять текст фантастического плана (полуактивный этап). Учить детей сворачивать функцию объекта (на примере зонта) и находить идеальный конечный результат.
Материал: СО, таблицы, схемы.
Организация детей |
Содержание |
Дети сидят полукругом. Игра «хорошо - плохо». |
В: Давайте поиграем. Все знать - хорошо. Почему? |
Рассматривание объекта на экранах СО и формулировка проблемной ситуации |
В: Это зонт. Каково его главное дело? |
Нахождение ресурсов. ИКР |
Д: Планета, где бывают дожди по расписанию (когда все люди спят) или супер-город под «колпаком» и под каждое растение - специальная трубка с водой |
Составление текста фантастического содержания |
Детям предлагается составить фантастический рассказ, изобразить текст схемами и рассказать. Рефлексия. |
Продуктивная деятельность |
Рисование. Воспитатель ориентирует детей на реализацию их собственного замысла |
"Чудесный сон"
Жила была в одном городке девочка Женя. Она очень любила цветы, и у нее был огород и садик. Однажды Женя летом увидела, что ее цветы все сохнут - она их поливала. Но Жене надо в детский сад ходить. Вечером приходит она домой, а цветы все сухие. А потом все время начал идти дождь и цветам опять плохо стало.
"И зачем этот противный дождь" - подумала Женя и вечером заснула. И снится ей сон, как будто на земле перестали идти дожди. Люди придумали так, чтоб никогда туч не было, а в земле прорыты были ямки и трубочки. Как надо полить что-то, то можно кран открыть и все польется, а потом закрыть. Проснулась Женя и решила рассказать про этот сон всем людям. Люди в будущем так и сделали - все растения на земле поливаться стали, когда надо, и не шел противный дождь.
Составляло пятеро детей старшего возраста
Список литературы
-
Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения - М.: "Московский рабочий", 1973.
-
Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления. / Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука - М.: "Советское радио", 1979.
-
Альтшуллер Г.С. Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества" / Вопросы психологии // N 6 -1956, с.37-49.
-
Андриянова Т.Н., Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. -Ульяновск, 2001г.
-
Альтов Г. Судьба предвидений Жюля Верна. - М., 1996.
-
Альтов Г. Шкала "Фантазия" - М., 1999.
-
Гин А. Приемы педагогической техники - М.: "Вита-пресс", 2001.
-
Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. "Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет в работе с противоречиями" - Ульяновск, 2001.
-
Лелюх С. В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников - Ульяновск, 2003.
-
Технология обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания (Сборник ДОУ № 178) -Самара, 2003.
1 Жанр фантастики включает ряд поджанров. Все они описывают вымышленный мир, мир с измененными свойствами, но существенно отличаются по целям. Научная фантастика описывает мир будущего, социальная - возможные модели устройства общества, парадоксальная - моделирует мир с невозможными, несовместимыми свойствами и т.д. В данной работе речь идет фактически о научной фантастике, представленной в доступной дошкольником форме (примечание редактора).
Синдяева О.Н., методист ДОУ №178, "Облачко",
Сидорчук Т.А., к.п.н., руководитель эксперимента.