Добро пожаловать в клуб

Показать / Спрятать  Домой  Новости Статьи Файлы Форум Web ссылки F.A.Q. Логобург    Показать / Спрятать

       
Поиск   
Главное меню
ДомойНовостиСтатьиПостановка звуковФайлыКнижный мирФорумСловарьРассылкаКаталог ссылокРейтинг пользователейЧаВо(FAQ)КонкурсWeb магазинКарта сайта

Поздравляем!
Поздравляем нового Логобуржца Asia со вступлением в клуб!

Реклама

28.10.15 19:55 | Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом
Раздел: Методические | Прислал: Алена | Рейтинг: 8.00 (2) Оценить | Хитов 13113
Методические

И.Н. Вихрова,
Н.Н. Шарикова,
В.В. Осипова

Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом

В 2000/01 учебном году мы приняли в наш детский сад на два года обучения группу пятилетних детей с диагнозами ОНР — lI, III уровней, ФФНР, заикание. При обследовании детей в начале года было выявлено, что большую сложность для них представляют движения пальцев рук, то есть слабо развиты мышцы пальцев. Проведя диагностику по изобразительной деятельности, отметили, что умения и навыки у этих ребят соответствуют уровню трехлетних детей. Этому же возрасту соответствовало и развитие их речи. Так как речевой и двигательный центры головного мозга взаимно влияют друг на друга, мы решили использовать как можно больше упражнений на развитие мелкой моторики.



К концу первого года обучения показатели улучшились у 50 процентов детей, и эти дети были переведены в массовые детские сады города. У остальных ребят улучшения были незначительными.
На 2001/02 учебный год по решению психолого-медико-педагогической комиссии нам ввели 7 детей подготовительного к школе возраста. Группа стала одновозрастной и однополовой (13 мальчиков).
Обследование мелкой моторики в начале года показало, что уровень ее развития соответствовал 43,6 процента, а уровень развития умений и навыков по изобразительной деятельности соответствовал 35,8 процента.
Успех коррекционной работы в логопедической группе зависит от продуманности системы коррекции, то есть от всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят задачи.
• совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики,
• закрепление произношения поставленных звуков,
• активизация отработанной лексики,
• развитие внимания памяти логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале,
• формирование связной речи,
• закрепление навыков письма.
Решить эти задачи нам помог метод рисования штрихом.
Тщательно изучив интересы и возможности детей в рисовании изучив статьи в журналах «Дошкольное воспитание» книгу В А Грек «Я рисую штрихом» пособие для педагогов Г С Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» решили применить методику рисования штрихом в коррекции мелкой моторики и речи детей. В существующей литературе эта методика рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста не имеющих патологий. Поэтому решили разработать свою методику скорректировав ее на детей имеющих нарушения речи и психических процессов.
На родительском собрании сообщили родителям о важности и актуальности развития мелкой моторики которая является основой для развития графических навыков будущих школьников и помогает коррекции речи. Мы просили родителей помочь детям в рисовании штрихом приобрести книги художников-иллюстраторов— Е Чарушина В Сутеева В Конашевича и других где в рисунках использовался штрих. Мы получили полную поддержку со стороны родителей. Далее выбрали из литературы нужную информацию о рисовании штрихом и поместили ее в папке под рубрикой «Рисуйте вместе с нами».
Вся работа проводилась поэтапно с усложнением. Прежде всего мы дали понятие что такое штрих. Штрих — это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ройной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одной на другую. Познакомили детей с работами художников-графиков выполнявших иллюстрации к книгам. При рассматривании рисунков обращали внимание на выразительность образов. Объясняли детям что при помощи штриха можно рассказать о характере предмета передать не только легкость воздушность плавность нежность но и мрачность раскрыть образ героя его отношение к окружающему.
На первом (подготовительном) этапе каждый новый вид штриха был соотнесен только с одной темой и одним занятием. Это позволило более тщательно отработать с детьми элементы штриха. Нашим детям с нарушенной мелкой моторикой это принесло только пользу. Так как темп развития у детей разный мы проводили много индивидуальной работы вне занятии. Каждому виду штриха для того чтобы детям было интереснее и понятнее мы дали свое название {змейка сосульки море трава.) Часто использовали сотворчество что-то рисовали сами а дети дорисовывали дополняли сюжет определенным видом штриха («Дорисуй забор дедушке Егору»). Для достижения большей выразительности в рисунках мы учили детей использовать штрихи разного характера — короткий и длинный (трава, забор, лесенка, шарфик.)
С помощью короткого и длинного штриха постепенно увеличивающегося или уменьшающегося изображали рыбок в аквариуме.
Если нужно было изобразить луг то штрихи располагали в несколько рядов — создавалось впечатление луга, поросшего густой травой.
Рисуя вертикальные и горизонтальные штрихи дети научились изображать скатерть корзину а использование нажима разной силы способствовало получению цвета разной интенсивности и передачи перспективы (деревья расположенные близко нарисованы с сильным нажимом а далеко — со слабым).
Мы научили детей изменять направление штрихов и линии. Рисуя волнообразный неотрывной штрих-зигзаг дети изображали пруд реку море в которых плавали утки и лебеди а отрывным штрих-зигзагом — змею, червя.
С помощью штриха-зигзага с постепенным удлинением дети смогли изобразить сосульки на крышах домов траву.
Чтобы отработать меняющийся наклон штриха помочь войти в образ мы дали название штриху — «ветер колышет траву». Дети вошли в образ ветра и смогли изобразить несколько рядов штриха не утомляясь.
Чтобы изобразить хвою на соснах использовали штрих-зигзаг в горизонтальном направлении хвою на елях рисовали штрихом с наклоном в одну сторону. Обращали внимание детей на то что ветки у молодых елочек пушистые и растут вверх их лучше изобразить отрывным штрихом а у старой ели — штрихом-зигзагом так как они тяжелые и отвисают вниз.
Наиболее сложным оказался «штрих от центра круга». Мы обратили внимание детей на то что отрывистыми штрихами из центра круга лучше изображать одуванчики неотрывистыми — ромашку астру. При рисовании васильков дети использовали штрихи расходящиеся из одной точки в разные стороны стебли у цветов изображали с помощью штриха-зигзага. Рисунки цветов предлагали выполнять сразу цветными карандашами.
Когда мы убедились что у большинства ребят рука с карандашом уверенно двигается по плоскости листа то перешли ко второму этапу обучения — к созданию художественного образа. Началась кропотливая работа по обучению детей законам композиции таким как равновесие сюжетно-композиционный центр заполнение листа контрастность. Рассмотрев основу художественного образа решили назвать ее «волшебный грибок» так как форма основы походила на лесной гриб а волшебным оттого что из этой основы мог получиться любой зверек если к нему дорисовать недостающие детали. Верхний шар был головой а нижний — туловищем. Когда у детей появился первый художественный образ (цыпленок) радости не было предела им захотелось рисовать не только цыпленка но и других героев. Поэтому мы предложили игру «Дорисуй по точкам» чтобы помочь создать новый образ. Недостающие детали дети легко дорисовывали. Изображая разных героев выполняли важнейший закон художественного творчества — закон новизны. Также мы учили их использовать закон контраста когда «все наоборот» -белое на черном черное на белом высокое рядом с низким Чтобы повысить интерес предлагали преднамеренно рисунки с ошибками в композиции и дети с удовольствием их находили доказывая почему так нельзя и как нужно. Например, основа будущего образа нарисована у верхней линии — значит нет места для ушей зверя и т. д. Так шаг за шагом наши маленькие художники постигали законы композиции.
Чтобы было легче представить других персонажей провели игры «Чьи глаза?» "Чьи уши?» «Чей хвост?» «Чей нос?» «Чьи лапы?». Игры способствовали развитию внимания наблюдательности воображения, что выразилось в рассказах детей о своих домашних питомцах и увиденных в природе. Дети в свободное время стали делать много зарисовок пробовать различные виды штрихов и материалов.
При рассматривании иллюстрации с животными в книгах Е Чарушина в наблюдении за домашними животными обращали внимание на то, что отличие детеныша от взрослого животного заключается не только в величине но и в пропорциях частей тела — головы и туловища туловища и ног голова у детенышей практически равна длине туловища а лапы толстые. Все вместе делали вывод о том что шерсть у разных животных следует рисовать различными штрихами что у одного и того же животного например у зайчика разная шерсть на ушах хвосте туловище. Приучали детей использовать разные виды штрихов наиболее подходящие характеру того или иного животного. Чтобы правильно выполнить композицию рисунка предлагали сделать беглый набросок персонажей. Затрудняющимся детям предлагали обводки или работу по точкам К концу года все дети овладели законами композиции.
Оформили уголок «Мы рисуем штрихом» в котором поместили алгоритм последовательности рисования художественного образа таблицы с изображением видов штрихов детские рисунки (их периодически меняем)э
Чтобы повысить интерес детей решили перейти к рисунку в сюжете. В начале сюжет был простои «Зайчик с мордовкой" Цыпленок с червячком> и другие. Затем перешли к более сложному с несколькими героями с различными предметами.
Далее стали предлагать детям более сложные сюжеты по сказкам рассказам стихам. Для обогащения словаря для развития наблюдательности читали и рассматривали книги с иллюстрациями художников использующих в своей работе штрих. В группе для детей и родителей была оформлена выставка таких книг в которой активное участие приняли родители совместно с детьми.
Рисунки по цвету были в основном серые и черные в зависимости от нажима. Однотонные рисунки позволили обратить внимание на передачу формы строения изображаемых предметов а введение цветных карандашей оживило рисунки вызвало у детей дополнительный интерес но иногда затушевывало основной рисунок полученный простым карандашом терялась выразительность. И это натолкнуло нас на использование других материалов сначала обычной шариковой ручки а затем гелевои с черной пастой так как у детей уже сложился навык работы простым карандашом и впоследствии авторучкой с черной тушью или чернилами.
Авторучкой с пером предлагали пользоваться сначала более уверенным в себе детям с достаточно развитой мелкой моторикой затем всем детям. Потребовалось время для овладения ручкой с пером так как при неправильном обращении тушь растекалась размазывалась. У части детей стало получаться неплохо но у некоторых с недостаточно развитой моторикой так и не сложился навык пользования ручкой с пером. Рисунки были однотонные невыразительные.

  [1] 2 »

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Методические
» Эта статья от пользователя Алена
» Самая читаемая статья из раздела Методические: Словесные игры для средней группы
» Последние статьи раздела Методические: Театр начинается с вешалки, а педсовет или семинар с объявления
¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу

MyArticles 0.5 Rev1 for RUNCMS: by RunCms.ru
Файлы
Всего файлов: 3035
Всего категорий: 16
Всего загрузок: 1913316

Последние поступления :
· 1: Мы читаем по слогам [Hits: 501]
· 2: Раскраски и картинки.. [Hits: 23]
· 3: Мы читаем по слогам [Hits: 484]
· 4: Мы читаем по слогам [Hits: 832]
· 5: Мы читаем по слогам [Hits: 499]

Самые популярные :
· 1: Документация учителя.. [Hits: 6917]
· 2: Календарный план лог.. [Hits: 6671]
· 3: Документация логопед.. [Hits: 5475]
· 4: Бланк планирования и.. [Hits: 5092]
· 5: В помощь логопеду [Hits: 4751]

Рассылка
Подпишись на наши
новости!

- Генерация страницы: 0.07 секунд -