Картотека словесных дидактических игр 3
Как устроен Геовизор Воскобовича
Игра состоит из экрана с нарисованной на нем координатной сеткой, точки которой – отверстия в экране, и подложки. Маркером на водной основе можно рисовать на экране, подложке или бумаге, положенной под экран. Игра знакомит с системой координат.
Каждый луч координатной сетки обозначен буквой: «Б», «К», «О», «З», «Г», «С», «Ф». И каждая точка-отверстие в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждой точке можно дать имя. Например «О1» или «З4». Можно рисовать фигурки по образцу, приведенному в альбомчике или созданному на «Геоконте». Или взрослый называет координаты точек, а дети отмечают маркером эти точки и строят по ним фигуры. Освоив игру, ребенок сможет создать свои узоры или, создавая узоры на «Геоконте», сможет зарисовывать и сохранять их с помощью «Геовизора».
К игре прилагается 10 заданий для учеников школы Волшебников и их друзей гномов, а также альбом фигурок.
«Геовизор» предлагается как самостоятельная игра или как дополнение к игре «Геоконт».
В набор входят: Геовизор Воскобовича, альбом с заданиями и маркер.
Игра «Целое – часть»
Цель: Формировать целостное восприятие предмета; развивать мелкую моторику; активизировать словарь
Материал: части (детали) предметов.
Дом – фундамент, стена, окно, крыша, двери, крыльцо
Машина – кабина, колёса, дверка, кузов, фары
Цветок – стебель, корень, листья, серединка, лепестки
Чайник – стенки, крышка, носик, ручка
Ход игры: Дети получают конверт с частями (деталями предмета) и выкладывают их. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием и правильно назовёт сам предмет и его части.
Игра «Считай дальше»
Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
Оборудование: мяч.
Ход игры: В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.
Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.
Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать?
Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».
Правильно. Начинаем играть».
Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше».
Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре» —и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»».
Как вариант может быть игра «До» и «После». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять.
Игра проходит в быстром темпе.
Игра «Что может лес»
Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществ. Развивать словарный запас.
Ход игры:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес, все открой, не утаи
Ты же видишь мы свои.
И так, мы в лесу. Сейчас в лесу тихо – тихо.
Что же нас никто не встречает?
А где же звери которые пригласили нас в гости?
Ой, ребята слышите кто- то плачет!
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Что может делать лес: расти, шуметь, пугать, радовать, помогать, кормить, одевать, согревать и т.д.
Дети называют слова и объясняют понятия.
Игра «Мой, моя, моё»
Цель: согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными. Ход игры:
1 вариант
Предложить детям называть слова, которые согласуются с местоимением мой или моя, моё, мои.
2 вариант
Материал: предметные картинки, 4 чемодана, 4 корзины (и др.)
На одном чемодане написать слово «МОЯ», на другом – «МОЙ», «МОИ», «МОЁ». В чемодан складывают дети одежду, в корзины – овощи, фрукты, на полки – посуду.
Игра «Разноцветная игра»
1 вариант: « Найди друзей краски ».
Цель: Обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете
Материал: карточки с нарисованными силуэтами предметов.
Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.
2 вариант «Собери радугу»
Цель: закрепить знание основных цветов радуги, и учить образовывать радугу последовательными цветами.
Материал: Ленточки цветов Радуги.
Ход игры: дети делятся на группы по количеству цветов радуги. Каждому ребенку цепляется на одежду лента одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе - радуга, а каждый отдельно - капелька воды. Играет резвая музыка дождя - капельки бегают и играют. Музыка изменяется - выходит солнышко - полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь за цветами в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди.
3 вариант «Разноцветные предметы»
Цель: Закрепить знания о цветах и оттенках, развивать зрительную память, произвольное внимание, логическое мышление.
Материал: карточки с предметами, нарисованными одинаковым цветом.
Ход игры: Предложить детям собрать пары предметов, нарисованных одинаковым цветом.
4 вариант «Разноцветный счёт»
Цель: Упражнять детей в счёте предметов, закрепить знания о цветах и оттенках
Материал: Разноцветный кубик. Карточки с нарисованными разноцветными предметами.
Ход игры: Играть можно одновременно 2-4 детям. Раздаются по 6 карточек. Ребёнок берёт кубик и бросает. Какой выпал цвет, ищут на карточке предметы соответствующего цвета и считает. Кто быстрее сосчитает, получает бонус – очко (фишку). Побеждает тот, у кого больше очков.
5 вариант «Разноцветные узоры»
Цель: Развивать внимание, цветовосприятие.
Ход игры: Нужно подобрать недостающий элемент в цветок.
Игра «Дорисуй предмет»
Цель: развивать внимание детей, чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его заштриховки.
Ход игры:
1 вариант
На листах бумаги нарисована половина какого-то предмета ( цветок, избушка, елка. ). Нужно дорисовывать вторую часть рисунка и закрасить его.
2 вариант «Поможем художнику
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Ход игры: Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
3 вариант «Волшебные картинки».
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
Игра «На что похоже?»
Цель: развития воображения
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
1 вариант. В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
2 вариант. Даются карточки со схематическими изображениями. Дети называют, что это может быть.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель игры:
Развитие мышления и внимания дошкольников.
Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку
Ход игры:
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Распечатать предлагаемые дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения (живые и неживые предметы).
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку. Остальных должен классифицировать как домашних птиц.
Кроме использования дидактических карточек «Четвертый лишний» при работе с группой дошкольников можно использовать презентацию.
Игра «Квадрат» игра В.В. Воскобовича
Цель: «Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка: абстрактное мышление навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание
Описание: «Квадрат Воскобовича» Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои.
Игра «Прозрачная цифра» игра В. В. Воскобовича
Цель: Способствует развитию математических представлений и понятий о пространственных отношениях; структуре цифр и букв, как знаков.
С ней ребенок познакомится с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность; поймет, как классифицировать предметы по определенным признакам; научится сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок; усвоит, что один и тот же образ может быть воспроизведен различными способами; сможет составлять знаки и фигуры по образцу и по памяти.
Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления. Составляя из пластинок цифры, буквы и самые разные фигуры, ребенок будет развивать воображение и творческие способности, мелкую моторику рук и речь.
Состав: Игра состоит из 24 прозрачных пластинок с элементами «электронной восьмерки» четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого и 10 картонных карточек-трафаретов. Размер прозрачных карточек – 5*8 см. Элементы цифр на картонных и прозрачных карточках – одинакового размера. Перед началом игры прозрачные пластинки нужно вырезать, поскольку продаются они в виде лент по 6 штук на каждой ленте, картонные карточки можно не вырезать, оставить в первоначальном виде.
Описание игры: Основная суть игры в том, что, накладывая прозрачные карточки друг на друга или на трафареты, можно составлять различные знаки и фигуры. Причем, составлять их можно самыми разными способами – одну и ту же цифру можно сложить и из двух и из четырех пластинок. Необходимо соблюдать лишь одно правило – цветные полоски должны накладываться только на не закрашенные, иначе игра теряет смысл. На первоначальном этапе можно использовать трафареты, как подсказку, в дальнейшем знаки рекомендуется собирать по памяти. В комплекте вы найдете буклетик, в котором описываются варианты игр и схемы фигур. Помните, как в детстве учились писать почтовый индекс? Теперь его можно не только написать, но и собрать необычным и интересным способом!
Игра «Счетовозик» игра В.В. Воскобовича
Цель: Разнообразные игры, описанные в инструкции, развивают у вашего ребенка пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, знакомят его с составом числа
Описание игры: Счетовозик – увлекательная развивающая игра В. Воскобовича из серии «Цифроцирк». Эти названия говорят сами за себя: на ярком и веселом паровозике поместился целый учебник математики! Вот только предназначен он не для старших школьников, а для юных учеников 5-9 лет, которые только начинают знакомиться с числами и осваивать счет.
Пассажир этого занимательного паровоза – персонаж по имени Магнолик. Его любимое занятие – рассматривать окошки: среди них нет ни одного одинакового, в каждом горит разное количество «фонариков» (красных клеточек). Это количество соответствует номеру окошка – от 0 до 20. Таким образом, в игре ваш ребенок знакомится не только с цифрами (на первый взгляд непонятными закорючками), но и с их количественным значением.
Рядом с каждым окошком находится штырек. Шнур, который также входит в комплект, может огибать штырьки, закручиваться вокруг них или продеваться внутрь. Соединяя с помощью шнурочка цифры и знаки, ваш ребенок составляет арифметические примеры и неравенства. Числа в окошках Счетовозика
Игровое поле состоит из трех рядов:
верхний – числа первого десятка (1-10);
средний – пустое окошко с цифрой 0 и арифметические знаки (+, -, =, ?, <, >);
нижний – числа второго десятка (11-20).
Ход игры:
I этап: Считаем.
Расскажите ребенку сказку про Магнолика-путешественника. Если вы с малышом уже ездили поездом, он наверняка вспомнит впечатления от своих поездок – получится замечательная беседа, во время которой можно задать ребенку вопросы на развитие речи. Затем сформулируйте несколько заданий для счета. Например, попросите его найти окошко, в котором три фонарика. А в каком окошке фонариков в два раза больше? Какой номер у окошка, в котором вообще не горит свет? И так далее.
II этап. Сравниваем числа первого десятка.
Для выполнения этих игровых заданий познакомьте ребенка со знаками неравенства. Чтобы наглядно показать, какое число больше, меньше или неравно другому, нужно при помощи шнурка соединить эти числа со знаком. Малыш быстро разберется со знаками-птичками, если объяснить ему, что клювик всегда смотрит в сторону меньшего, а крылья – в сторону большего числа.
III этап. Составляем числа второго десятка.
Прибавляем частичку «-дцать» к числу первого десятка, немного изменяем звучание – и получаем число второго десятка. Просто, наглядно и увлекательно! Делать это можно и с помощью шнурочка: соединять 10 с различными цифрами верхнего ряда и называть получившееся число.
IV этап. Решаем примеры, составляет задачи.
Отличным счетным материалом станут фонарики в окошках «Счетовозика». Например, поинтересуйтесь у ребенка, сумма каких окошек дает 10 или 20 фонариков. Можно и вычитать: сколько фонариков нужно убрать из окна под номером 12, чтобы получилось окно номер 7? И так далее. Волшебный шнурок поможет юному математику в его начинаниях!
Чтобы во время игры развивались не только математические способности ребенка, но и его речь, предложите ему придумывать свои собственные
примеры и самостоятельно формулировать задачи.
Игра «Кого не стало?»
Цель: упражнять детей в образовании существительных в Р.п.; развивать внимание, память).
Материал: предметные картинки
Ход игры: закройте картинку животного и просите ребенка назвать животное, которого не стало.
Например: Не стало коровы. Не стало жеребёнка и т. д.
Игра «Блоки Дьенеша»
Цель игры:
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Описание игры:
Набор «Логические блоки Дьенеша»
Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:
1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)
2. Трех цветов (красные, синие, желтые)
3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной.
Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине
Игра «Двухцветный квадрат» игра В. В. Воскобовича
Цель: Складывая «Квадрат» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами.
Играя с «Квадратом» можно давать задания на тренировку внимания, логики, сообразительности.
Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности.
Состав: Двухцветный квадрат Воскобовича представляет собой тканевую основу, на которую наклеены пластиковые треугольники. Они зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать.
Описание игры: Во что можно превратить квадрат? Если это Квадрат Воскобовича, который еще называют вечным оригами, то его можно превратить в домик, конфету, летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, маленький домик, котенка, подъемный кран, черепаху, мальчика в плаще и ворона. Это только те превращения, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать!
Играя с «Квадратом» можно давать задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, спросите у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум – два, но если присмотреться внимательнее, то выяснится, что их три. А зеленый квадрат один. А вот не красных квадратов четыре. И таких заданий можно придумать великое множество!
А еще «Квадрат Воскобовича» можно взять с собой в дорогу. Он легко поместится в карман и развлечет Вас и Вашего ребенка во время путешествия!
Игра «Прозрачный квадрат» игра В.В. Воскобовича
Цель: Прозрачный квадрат Воскобовича – это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра развивает логическое мышление, моторики руки, конструкторские способности и воображения. А еще ребенок познакомится с геометрическими фигурами и их свойствами.
Состав: В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата.
Описание игры: Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Вместе с мудрым Вороном Мэтром по ходу сказочного сюжета, ребенок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.
Задания в инструкции разделены на три группы (три дня провел Ворон Мэтр на Озере Айс, состязаясь с его хранителем). В первый день Ворон решал задачки на анализ геометрических фигур и соотношение части и целого, во второй день он складывал квадраты из различных частей и самые разные фигурки, а на третий день играл с Хранителем Озера Айс в «Вертикальное домино». В эту игру можете сыграть и Вы со своим ребенком или всей семьей. Все пластинки кладутся на середину стола, игроки по очереди берут по одной пластинке и строят из них квадрат (если пластинка не подходит она кладется рядом и дает начало новому квадрату). Тот, кто достраивает квадрат до целого – забирает его себе и получает столько очков – сколько частей в квадрате. Выигрывает тот, у кого больше пластинок (или очков).
О том, что случилось с Вороном Мэтром и Волшебными нетающими льдинками дальше ребенок узнает из сказки «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о прозрачном квадрате». Это продолжение сказок «Малыш Гео, ворон Мэтр и я – дядя Слава» и «Тайна Ворона Мэтра или сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата». Для тех, кто не читал эти сказки в начале книги дано их краткое изложение. Взяв у Ворона Мэтра нетающие льдинки Озера Айс, Малыш Гео идет искать выход из Фиолетового леса. В путешествии его сопровождает Невидимка Всюсь – вредина и каверзник. Он всячески старается помешать Малышу Гео, но с помощью волшебных льдинок и Вашего малыша, все заканчивается благополучно. По ходу сюжета ребенку нужно складывать различные фигурки из своих прозрачных квадратиков.
«Прозрачный квадрат» можно взять с собой в дорогу. Он легко поместится в карман и развлечет Вас и Вашего ребенка во время путешествия!
В комплект входит инструкция и сказка «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о прозрачном квадрате».
Игра «Палочки Кюизенера»
Цель:
Разовьют элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.
Помогут освоить ключевые средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Помогут освоить пространственно-количественные характеристики.
Научат детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Сформируют навык самоконтроля и самооценки.
Описание игры: Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам и родителям разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
Игра «Какой, какая, какие?» «Что из чего?»
Цель: Развивать воображение, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.
Воспитывать познавательный интерес к предметам одежды и обуви, бережное и бережное отношение к ним.
Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных.
Материал: предметы зимней одежды и обуви или картинки с их изображением, фанты-снежинки.
Ход игры:
1 вариант: Каждый ребенок получает предметы зимней одежды и обуви. Педагог называет предмет и материал, из которого он изготовлен. Ребенок ищет у себя названный предмет. Кто нашел у себя названный предмет, должен назвать словосочетания прилагательного с существительным, то есть ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?». За правильный ответ ребенок получает фант. Например: шуба из меха - меховая шуба; курточка на пуху - пуховая курточка; брюки из шерсти - шерстяные брюки, перчатки из шерсти - шерстяные перчатки; сапоги из кожи - кожаные сапоги; шапка из меха - меховая шапка.
2 вариант: (цель: упражнять детей в подборе признаков к именам существительным).
Содержание: рассмотрите с ребёнком иллюстрации домашних животных,
обсудите их внешние признаки, попросите малыша ответить на вопрос.
Например: Корова (какая?) – большая, пестрая, сытая, добрая, рогатая и т. д.
3 вариант: Скажи какой.
Называть не только предмет, но и его признаки и действия;
обогащать речь прилагательными и глаголами.
Предлагаем детям ряд заданий
По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки ( Круглое,
сладкое, румяное – что это?).
Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой
предмет по вкусу, цвету: сахар (какой)….сладкий, снег….лимон….
Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь
желтая….солнце теплое… и т. Д .
Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. Д . Детям
предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как
передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж
ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).
Игра «Закончи предложение»
Цель: Практиковать в составлении предложений с заданными словами; Формировать навыки употребления падежных окончаний существительных.
Ход игры:
1 вариант: (в кругу с мячом).
Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:
Дети сели в лодку, чтобы…
Мама надела нарядное платье, чтобы…
Петя закрыл лицо руками, чтобы…
Вова взял собаку на поводок, чтобы…
Папа купил цветы, чтобы…
Девочка открыла окно, чтобы…
Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…
Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…
2 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки»(дифференциация
окончаний существительных винительного падежа).
Рыбак поймал…(рыбу).
Портниха шьет…(платье).
Повар варит…(суп).
Хозяйка кормит…(гуся).
Мама стирает…(платок).
Собака догоняет…(мальчика).
Бабушка покупает…(хлеб).
3 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация
окончаний существительных родительного падежа).
Эта собака больше…(кошки).
Кошка сильнее…(мышки).
Брат выше…(сестры).
Я прошел мимо…(магазина).
Я иду вдоль…(реки).
Я дошел до…(моста).
Нужно купить на рынке…(сыра).
Это ветка…(ели).
У дедушки нет…(зонта).
У Кати нет…(собаки).
4 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация
окончаний имен существительных дательного падежа).
Врач прописал…(дедушке) лекарство.
Налей…(собаке) воды.
Позвони по…(телефону).
Семья приехала к…(морю).
Хозяйка дает морковку…(кролику).
Мама читает сказку…(сыну).
5 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация
окончаний имен существительных предложного падежа).
Дети едут в…(автобусе).
Корабли стоят в…(порту).
Вещи висят в…(шкафу).
Девочки гуляют в…(парке).
Малыш мечтает о…(собаке).
6 вариант: Интерактивная игра направлена на изменение формы слова в соответствии с предложенной формулировкой предложения. Дети слушают воспитателя, например, Знайка предлагает поиграть( игра со Знайкой).
Я чищу ковёр... .
Я стираю бельё в...
Я слушаю новости по...
Я глажу бельё...
Я смотрю фильм по...
Я ищу новую информацию в...
Я взбиваю сливки с помощью...
Я храню продукты в...
Я шью платье на...
Дети внимательно прослушивают предложение, выбирают ответ ( одну из картинок). Если ответ правильный, то происходит автоматический переход на следующий слайд, при неправильном ответе ребенок нажимает стрелочку назад и возвращается к заданию, выполнение которого требует правильного ответа.
Игра «Шнур – затейник» игра В.В. Воскобовича
Цель: Развивать психические процессы, такие как речь, внимание, память.
Развать мелкую моторика рук, зрительно- двигательная координация движения рук и глаз, точные движения кистей рук, умение ориентироваться на плоскости, в пространстве (верхний, средний, нижний ряд).
Умение вышивать различные узоры по схеме и графическому диктанту.
Подготовка к чтению и письму. Освоение моторного образа цифры, буквы, составление слов и их написание.
Творческие способности.
Состав игры: Игра предназначена для детей 3-8 лет. Основа представляет собой дощечку 24х12 см с выпуклыми дырочками-кнопками. В комплекте 3 шнурка – красный, зеленый и синий. При «вышивании» слов из каждого получается одна буква, а значит, максимальная длина слова на дощечке – 3 буквы. Схемы узоров, цифр и слов.
Ход игры: Придумал такое занимательное пособие изобретатель развивающих игр В.В. Воскобович, а представляет игру ребятам фокусник Филимон Коттерфильд. Этот сказочный кот – великий иллюзионист и знаменитый факир, который покажет ребятам свои лучшие фокусы со змеями, то есть с разноцветными шнурочками. Они петляют по доске и «рисуют» на ней цифры, буквы, целые слова и замысловатые узоры.
Прочитайте ребенку сказку о Коттрефильде и покажите вашему юному волшебнику основные приемы работы со шнурочками: они могут огибать кнопки, закручиваться вокруг них или продеваться внутрь.
Фокусник раскрыл секрет некоторых фокусов, схемы которых приведены в инструкции. По ним вы можете проводить с ребенком графические диктанты: «Шнур-затейник делает шаг вниз, шаг вправо, два наверх, один наискосок...» и так далее. Задания к таким диктантам могут быть разные: повторить узор или слово по образцу, «вышить» их на слух (под диктовку), закончить симметричную стежку-дорожку.
Шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. С помощью шнура на игровом поле вышиваются буквы и несложные слова. Можно написать цифру и легко превратить ее в другую, складывать и вычитать, решать примеры.
Вашему малышу наверняка понравится еще и такая волшебная игра: задайте ему два трехбуквенных слова и попросите выяснить, за сколько ходов одно слово можно превратить в другое. Такие увлекательные загадки великолепно тренируют не только мелкую моторику, но и речь, пополняют словарный запас.
Игра «Огородная – хороводная»
Цель: Развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Ход игры: Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай, увози наш урожай!
2 вариант: «Овощи»
Дети идут по кругу взявшись за руки.
В центре круга водящий с завязанными глазами.
Все поют:
Как то вечерком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначала встали в круг
Останавливаются, считают загибая пальцы
Водящий кружится.
Рассчитались четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.
Дети приседают, водящий идет искать.
Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.
Игра «Игра в слова»
Цепочка слов
Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. Формирование навыка звукового анализа слов.
Ход игры:
1 вариант: Цепочка слов
Предложите ребенку разложить предметные карточки-картинки по очереди так, чтобы название каждого нового предмета начиналось на последний слог предыдущего: лыжи – жирафа – фара – рама – машина.
Называйте поочередно слова, выбирая каждое последующее так, чтобы оно начиналось на последний звук предшествующего слова.
2 вариант: Подбери слова
Цель: научить детей подбирать синонимы, обогащение словарного запаса.
Предложите ребенку подобрать слова по теме. Заранее договоритесь с ним, на какую тему будете подбирать слова. Пусть, например, тема будет «домашнее животное – котенок». Сначала подберите слова о том, какой котенок. Возьмите в руки мяч и перебрасывайте его друг другу, называя слово. Итак, какой котенок? Начните первым: пушистый – озорной – усатый – полосатый – шаловливый – быстрый. Дайте сигнал «стоп!» Теперь подберите слова о том, что он делает: бегает – прыгает – мяукает – играет – мурлычет и т. п. Можно подобрать кличку придуманному котенку.
Тема может быть любой: описание предмета, растения и т. п.
3 вариант: Слово можно прошагать
Цель: закрепление умения делить слово на слоги.
Скажите ребенку, что слово можно измерить шагами. Произнося слово жук, одновременно сделайте один шаг. При слове шар пусть ребенок сделает один шаг. Прокомментируйте ситуацию: «Это коротенькие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно придумывая новые слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на два, три, четыре шага-слога.
4 вариант: Части слова
Цель: закрепление умения делить слово на слоги, формирование навыка графического обозначения слога.
Пофантазируйте вместе с ребенком, как вы будете в лесу звать потерявшуюся подружку, приложите руки к губам рупором и нараспев произнесите: «Ма-ша! И-ра! Ма-ри-на!» Обратите внимание на то, что слова «распадаются» на части.
Произнесите слово лу-на. Повторите его нараспев вместе с ребенком. Пусть он определит, сколько частей в этом слове. Пусть назовет первую и последнюю части.
Познакомьте его таким же образом с односложными и трехсложными словами: «мак, сок, кот, дед», «ма-ши-на, со-ро-ка, ба-боч-ка».
Покажите, как обозначить слова графически.
Дом До-мик До-миш-ко
5 вариант: Вкусные слова
Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.
Начиная игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождения любимой куклы (любой другой игрушки), и предложите выбрать угощение к чаю. Но, выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех частей. Предложите ребенку перечислить такие сладости. Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, лимон, сахар. Трехсложные: конфеты, варенье, печенье, шоколад.
Пусть малыш объяснит, почему не выбрал слово пирожное или мороженое.
Игра «Лепестки» игра В.В. Воскобовича
Цель: Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
Развитие конструктивных способностей детей.
Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.
Совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Что развивают «Лепестки» Воскобовича
Дети запоминают названия и последовательность цветов радуги, отсчитывают нужное количество лепестков и называют их порядковые номера, получают понятие о расположении предметов в пространстве, учатся отражать это в речи (справа, слева, между, перед и др. слова).
Также во время игр тренируются внимание, память, образное мышление и логика.
Состав игры: «Лепестки» Воскобовича
8 лепестков (7 деталей всех цветов радуги + 1 белая)
поле из ковролина 30х14 см
методический листок с вариантами игровых заданий
У каждого лепестка есть носик, который определяет расположение детали в пространстве (повернута влево, вправо, вниз, вверх), и держатель, чтобы деталь удобно было захватывать пальцами.
Описание игры: Посмотрите, вот это чудо: на ковролиновом поле расцветают умные цветы! Развивающая игра Лепестки Воскобовича – одно из многочисленных приложений к коврографу «Ларчик». Дети 2-9 лет с ее помощью открывают для себя разнообразие красок, учатся считать, рассуждать и определять расположение предметов в пространстве.