Использование игровых приемов при рассказывании по картине

17.4.24 04:05 | Раздел: Логопедия | Прислал: IRBIS | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 188
Логопедия Сераухова Василина Александровна

Перед нами, педагогами ДОУ всегда стоит вопрос: как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Мы знаем, что основным условием развития ребенка является своевременное и полноценное развитие всех сторон речи. Вы со мной согласитесь - особенно сложным видом речевой деятельности- является творческий рассказ по картине. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине, на основании этого педагоги ставят перед собой цель:
применяя разнообразные методы и приемы, добиться от детей творческого подхода к рассматриванию картины, используя в речи сложные предложения.
Задачи:
1. Вовлечь детей в совместную деятельность через включение в самостоятельное познание окружающего мира.
2. Развитие психических процессов: мышление, внимание, память, речь; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас;
4. Поощрять умения целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
5. Целенаправленно отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.
6. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание.
Сегодня я хочу поделиться некоторыми игровыми приемами при рассказывании по сюжетной картине.
Напомню общие требования к организации работы с картиной :
1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная с младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Основываясь на игровой деятельности детей, как активном методе обучения, мы применяем игровые приемы ТРИЗ – технологии, как быстрый и эффективный способ обучения детей составлению творческих рассказов по картине.
Общую образовательную деятельность по рассматриванию картин провожу во всех возрастных группах. Неоценимую роль оказывают воспитатели в режимных моментах, когда возвращаются к картине. В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы педагога. Стараюсь добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями.
Картина «Кошка с котятами»
Цель: упражнять в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине; давать соответствующие названия.
Игра «Кто в кружочке живет?»;
«Ищу друзей»-найти между собой связанные объекты по взаимному расположению. (Котята дружат между собой, т.к. они дети одной мамы, они любят играть вместе.)
В среднем дошкольном возрасте детей учу составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Они должны быть четкими лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо ему помочь пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Поэтому постепенно перехожу от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста.
«Живые картинки».
Наша картина сейчас оживёт здесь на коврике. А мы будем изображать предметы, которые нарисованы на картине.
Кто будет снеговиком? Где стоит снеговик?
-В центре.
Где стоит мальчик?
Справа от снеговика. И т.д.
А теперь 1,2,3 картина оживи.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию на протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д
Игра с кубиком По очереди бросаем кубик , соотносим с картиной и составляем предложения. А затем и рассказ.
Волшебник «Я только слышу».
Закройте на минуту глаза, представьте, что вы попали в то, что здесь изображено. Послушайте внимательно, что вы слышите?
Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками».
А сейчас мы будем учиться ощущать картину.
Снег мягкий, пушистый, мокрый, холодный, лёгкий ит.д.
Волшебник «Я только нюхаю».
Представьте, что мы с вами в парке.
Я чувствую запах смолы, хвои, дует свежий ветерок.
Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов. Приемы обучения рассказыванию многообразны( я назвала только часть), методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.
Таким образом, при формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.


 


Родственные ссылки

» Другие статьи раздела Логопедия
» Эта статья от пользователя IRBIS
» Самая читаемая статья из раздела Логопедия: Стертая дизартрия у детей
» Последние статьи раздела Логопедия: Звуковая культура речи: дифференциация ...
¤ Перевести статью в страницу для печати


Карта сайта
nach oben