Артпедагогика в коррекции просодической стороны речи
Кривенко Т.В.
АРТПЕДАГОГИКА В КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
В данной статье мы рассматриваем вопрос о значении артпедагогики в коррекции просодической стороны речи. Прежде чем изложить свой опыт работы по данному аспекту, уточним понятия артпедагогики и просодии.
Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую.)
Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами. (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, 2001 г., с. 24).
Просодия (от греч. prosodia - ударение, припев) (просодика) – система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются следующие элементы (компоненты) П.: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков – словесные тоны. В этом значении термин «П.» часто синонимичен понятию интонация.
Исторически понятие просодии связано с изучением структуры стихотворной речи. Зародившись как учение о поэтическом слоге, термин «Просодия» изменялся, расширяя объем и содержание понятия. В 80-е гг. 20 в. он чаще всего употребляется для обозначения метрической системы стихотворной речи и фонетических характеристик всех супрасегментных речевых единиц, взятых отдельно и в комплексе (Ярцева, 1990г., с.401).
Многолетний опыт работы в логопедической группе детского сада показал, что у нашего контингента детей наряду с нарушением звукопроизношения, лексики, грамматики страдает и просодика. Речь детей зачастую эмоционально невыразительна, интонационно слабо окрашена, дети затрудняются ставить логические ударения, делать паузы, которые являются средством смысловой выразительности речи, не умеют управлять силой голоса, не используют разнообразные оттенки темпа, от которых теряются динамика, живость, богатство выразительного звучания и, как результат, страдает художественная выразительность речи.
Поиски эффективных путей развития просодики привели нас к артпедагогике, сущность которой заключается в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в различных видах художественной деятельности.
Основными функциями артпедагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею деятельности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно – рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).
В результате наблюдений мы пришли к выводу, что из всех направлений артпедагогики наибольшими возможностями многогранного воздействия на ребенка обладает театр. «Театр – это и литературный текст, и звучащее слово; это и пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на ребенка с проблемами.» (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, 2001 г., с. 150).
В дошкольных учреждениях театрализованная деятельность занимает особое место, ценность ее состоит в том, что она создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворение своего образа самыми доступными для ребенка способами: движением, мимикой, жестом, интонацией.
Исследователи, изучавшие театрализованную деятельность у нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами, указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Р.И. Жуковская, Л.С. Фуманова, Е.А. Медведева).
Изучив опыт отечественных ученых, мы убедились в том, что при всех нарушениях зрения, слуха, речи, при задержке психического развития, умственной отсталости использование театрализованной деятельности дает положительные результаты в формировании познавательной, двигательной, эмоциональной сфере.
Задачами артпедагогики в нашей практической деятельности явились:
- изучение особенностей формирования художественной культуры у детей с речевыми нарушениями;
- разработка системы, содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства у детей с проблемами;
- активизация потенциальных возможностей детей и осуществление коррекции и профилактики речевых нарушений средствами искусства.
Имеющиеся к настоящему времени положительные результаты позволяют судить об эффективности артпедагогики в коррекционно-развивающем процессе.
Кривенко Т.В.
Учитель-логопед МДОУ №32 "Лесная сказка"
г.Пролетарск, Ростовская область.