Добро пожаловать в клуб

Показать / Спрятать  Домой  Новости Статьи Файлы Форум Web ссылки F.A.Q. Логобург    Показать / Спрятать

       
Поиск   
Главное меню
ДомойНовостиСтатьиПостановка звуковФайлыКнижный мирФорумСловарьРассылкаКаталог ссылокРейтинг пользователейЧаВо(FAQ)КонкурсWeb магазинКарта сайта

Поздравляем!
Поздравляем нового Логобуржца Хетта со вступлением в клуб!

Реклама

18.8.09 21:38 | Обзор литературы по формированию графомоторных навыков
Раздел: Логопедия | Прислал: Лапушка | Рейтинг: 5.00 (2) Оценить | Хитов 12913
Логопедия

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Волоскова Н.Н Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов. брала в pedlip.ru
Храковская М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушении двигательного праксиса. Журнал Логопед №32004
Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторного навыка. Журнал Логопед №2 2004.

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается.



Формирование графомоторых навыков у учащихся младших классов
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
Практика убедительно доказывает, что и педагогам, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, возможную скорость, темп на разных этапах обучения.
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.
Дети, испытывающие трудности в освоении письма, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий дома и в школе.
Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура много-компонентна. На успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе – умение ребенка управлять мышцами кисти руки.
В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движения пальцев рук. Гаврилина С.Е., Новоторцева Н.В. и многие другие современные авторы считают, что подготовительную работу следует начинать еще в дошкольном возрасте, с упражнений, на первый взгляд далеких от письменных, но приближающих ребенка к успеху (рисование, лепка, аппликация, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда – вот эффективные пути подготовки руки к письму). Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Мелкие мускулы детской руки развиваются в следующих упражнениях:
1. Физические упражнения для развития детской руки; игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики; пальчиковая гимнастика;
2. Использование природного материала для развития ручной умелости и детского творчества; движение и речь, показ содержания стихотворения выразительными движениями: «расскажи стихи руками»; домашний театр и формирование ловкости рук;
3. Игры с палочками, развивающие тонкую координацию движений рук и пространственное мышление; совершенствование зрительно-пространственной ориентировки и освоение геометрических форм;
4. Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических форм;
5. Знакомство с тетрадью, рисование по клеточкам, письмо под музыку, упражнения на сравнение букв, освоение букв печатного шрифта;
6. Освоение на письме элементов букв.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Процесс написание каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться еще в добукварный период обучения грамоте в классах для детей с тяжелым нарушением речи. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом, обосновывая подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному процессу.
Сложная структура и специфические условия построения двигательного акта, а также характерные особенности нарушений моторики и чувства ритма у учащихся данной категории обусловили необходимость изучения нами комплексов упражнений, разработанных Опель В.В. (1972), Мисаренко Г.Г. (2004), Волосковой Н.Н. (1996) и другими авторами.
Волосковой Н.Н. была разработана методика коррекционного воздействия, которая строится на основе принципа последовательного формирования программ речевой и неречевой моторики с использованием общепринятой в логопедии системы развития фонематического восприятия. В соответствии с ней вся работа разбита на две программы по развитию графомоторного навыка у младших школьников.
Первая программа предусматривает четыре комплекса двигательных упражнений:
- на развитие координации движений рук и ног;
- на развитие тонкой моторики пальцев рук;
- на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма;
- артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет.
Вторая программа – тактированное письмо, т.е. письмо под счет (по Эльконину).
Следующая методика, предложенная кандидатом психологических наук Храковской М.Г., выделяет 4 основных элемента письма:
1 раздел. Подготовительный, включающий в себя упражнения, направленные на развитие способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма. Можно в качестве примера привести книгу «Пальчиковая гимнастика с предметами» О.В.Бачиной, Н.Ф.Коробовой (М., 2008).
2 раздел. Направлен на развитие способности удерживать строку, регулировать направление, амплитуду движений при письме. Написание орнамента в заданном ритме организуется:
- речевым сопровождением (синхронным счетом до трех в такт каждому элементу);
- зрительным контролем по образцу, данному для копирования.
3 раздел. Нацелен на развитие графических навыков с опорой на ритмическое программирование. Здесь написание одинаковых элементов и соответственно равномерный ритм движений сменяются комбинациями акцентированных ритмов.
Автор Ткачева М.В. предлагает рабочую тетрадь «От линии к линии», где разработаны упражнения с карандашом для обеих рук. При этом деятельность мышц правой руки связана у большинства людей с левым полушарием, в котором находятся центры, влияющие на интеллектуальное развитие человека, а деятельность мышц левой руки – с правым полушарием, отвечающим за эмоциональную сферу.
Н.В.Гатанова, Е.Г.Тунина пишут, что хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга позволят малышу обойтись без проблем, которые в противном случае могут возникнуть уже в младших классах школы. Ведь правильная пространственная ориентация нужна даже при оформлении записей в тетради. Кроме того, современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами, для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. И лингвистические, и математические знания покоятся на фундаменте ориентации в пространстве.
Усвоение пространственных отношений требует времени. Мы заговорили о нём здесь не случайно. По мнению многих учёных, время – четвёртое измерение нашего четырёхмерного пространства. Следовательно, верное и полное понимание пространственных отношений невозможно.
Кандидат педагогических наук Мисаренко Г.Г. предлагает программу, направленную на преодоление ребенком трудностей на уровне выбора буквы и ее исполнения. 1 этап – соотнесение звука и буквы; 2 этап – зрительно-пространственный анализ буквы; 3 этап – написание буквы.
Автор считает, что недописывание элементов тесно связано с неправильным движением руки. Важную роль при письме букв играет контроль графических норм. Он осуществляется на двух уровнях: кинестетического ощущения и зрительного восприятия. Следовательно, для коррекции нарушений письма букв необходимо правильно «поставить» руку ребенка, снять излишнее мышечное напряжение и развить контроль. Автор предлагает для формирования кинестетического праксиса упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур. Прежде, чем приступить к её прописыванию, дети с помощью логопеда рассказывают о ней: определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (прямые не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга и т.д.); обращают внимание на направление движения; отмечают уменьшение амплитуды при рисовании и т.д. Затем ученики берут карандаш и пишут предложенную фигуру в воздухе тремя способами (1 – рука выполняет крупные движения от плеча; 2 – рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе; 3 – опора на локоть, работают только пальцы), по 4–5 раз. Затем учащиеся переходят к обводке фигур.
Автор предлагает использовать упражнения с исключением зрительного контроля для развития зрительного праксиса и упражнения на усвоение общего графического образа объекта, упражнения на развитие умения чувствовать размер объекта (выполняются упражнения на белом нелинованном листе бумаги). Упражнения на развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке выполняется на листе в широкую линейку.
Результаты изучения специализированной литературы подтверждают тот факт, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы является достаточное устойчивое внимание ребенка, нормальное развитие фонематического восприятия, звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической стороны речи.
Необходимая при обучению письму ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль.
Для этого у первоклассников учитель-логопед исследует артикуляционный аппарат, моторику пальцев, общую моторику (двигательную память, самоконтроль, темп, ритм). По результатам диагностики составляется индивидуальная программа для улучшения графомоторных навыков учащегося первого класса. На уроках регулярно проводятся физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга), рисование обеими руками, физкультминутки на развитие пространственных представлений. Чрезвычайно важно, чтобы такие задания и упражнения активизировали и мотивировали учащихся на достижение положительного результата. Графические диктанты также являются упражнениями коррекционно-развивающей направленности. Распространение получили графические диктанты в тетрадях в клеточку. Перед таким диктантом учитель-логопед проводит подготовительные упражнения для уточнения направлений (лево, право, верх, низ и т.д.). Затем, используя вербальную инструкцию, проводится графический диктант.
Проводится профилактическая, разъяснительная беседа с родителями о важности посещения урока физической культуры, рисования, труда.
Таким образом, по результатам исследовательской работы можно сделать вывод, что на почерк учащихся младших классов влияет не только правильная посадка школьника, рабочее место с достаточным освещением, но и качество развития пространственной ориентировки, мелкая моторика, развитие высших психических функций, что требует систематической и целенаправленной работы по их формированию.
 

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Логопедия
» Эта статья от пользователя Лапушка
» Самая читаемая статья из раздела Логопедия: Стертая дизартрия у детей
» Последние статьи раздела Логопедия: Новые информационные технологии в логопедической работе
¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу

MyArticles 0.5 Rev1 for RUNCMS: by RunCms.ru
Файлы
Всего файлов: 3035
Всего категорий: 16
Всего загрузок: 1912644

Последние поступления :
· 1: Мы читаем по слогам [Hits: 493]
· 2: Раскраски и картинки.. [Hits: 9]
· 3: Мы читаем по слогам [Hits: 482]
· 4: Мы читаем по слогам [Hits: 827]
· 5: Мы читаем по слогам [Hits: 496]

Самые популярные :
· 1: Документация учителя.. [Hits: 6917]
· 2: Календарный план лог.. [Hits: 6671]
· 3: Документация логопед.. [Hits: 5475]
· 4: Бланк планирования и.. [Hits: 5092]
· 5: В помощь логопеду [Hits: 4751]

Рассылка
Подпишись на наши
новости!

- Генерация страницы: 0.06 секунд -